Виктор Фурманов, «Ё-авто»: «Самый близкий пример — Tesla»
Группа ОНЭКСИМ решила вывести компанию «ё-Авто» на NASDAQ. О причинах такого решения в интервью ПЕТРУ КИРЬЯНУ и ТИМОФЕЮ ДЗЯДКО рассказал финансовый директор «ё-Авто» ВИКТОР ФУРМАНОВ.
— Достиг ли проект «ё-мобиль» той стадии, когда его уже можно представить инвесторам?
— Представить инвесторам — конечно, он уже упакован для инвестора: нам осталось определиться с источником финансирования и, возможно, с партнером. Интерес большой.
— Подготовки к размещению займут несколько месяцев или полгода?
— Требования и нюансы у каждой площадки свои. Но не раньше [чем через полгода].
— На рынке было уже что-то подобное?
— Самый близкий пример — Tesla.
— Рассматривались альтернативные площадки для размещения или сразу выбрали биржу NASDAQ?
— Конечно, посмотрели и классические [варианты], но решили, что наши инвесторы, скорее всего, в большей степени представлены на NASDAQ.
— Какую долю планируете размещать? Это будут новые акции, выпущенные в ходе допэмиссии или бумаги существующих акционеров?
— Сейчас еще рано говорить (про размер пакета). В первую очередь, идея в привлечении новых денег. Но не исключено, что андеррайтер выдвинет требование о размещении акций существующих акционеров.
— В преддверии размещения на NASDAQ будете привлекать технологического партнера?
— Да, в идеале будем искать партнера с деньгами и опытом. Инвестор должен понимать, что это серьезный большой проект с определенными сложностями и достоинствами. Нам не нужны просто деньги, нам нужна в том числе и помощь.
— Что вы расскажете партнеру про себя? Что у вас есть?
— В первую очередь, у нас есть бизнес-план, с конкретной экономикой при разных сценариях, сделаны различные маркетинговые исследования, проведены переговоры с дилерами
— На какой срок рассчитан бизнес-план?
— Бизнес-план есть с самого начала проекта, естественно, вносятся определенные корректировки, это живой документ и сейчас горизонт — 10 лет.
— По вашим оценкам, понесенные затраты по проекту «ё-мобиль» адекватны полученным результатам?
— Конечно. Проект состоялся. По сравнению с традиционными производителями наши затраты и на разработку и капитальные затраты до настоящего момента ниже среднерыночных.
— Не могли бы вы сказать, сколько уже затрачено средств?
— Не уверен.
— Известно, что начальные инвестиции в этот проект в 2011 году составляли 260 млн евро.
— Мы никогда не озвучивали точную цифру, так как есть ряд переменных. Но да, речь идет о нескольких сотнях миллионов евро.
— Какую долю вы готовы предложить партнеру?
— По большому счету до половины. Но мы планируем, конечно, оставаться управляющими.
— Кто может быть этим технологическим партнером?
— У нас было много разного интересного общения с ведущими западными автопроизводителями наряду с крупными российскими автоконцернами
— Ведутся ли переговоры с кем-нибудь из потенциальных партнеров?
— С потенциальным заокеанскими партнерами переговоры пока не ведутся.
— Когда планируете начать переговоры?
— После того как будет подготовлена презентация. Когда все возможные вопросы и ответы будут продуманы андеррайтером, тогда можно будет и презентовать.
— Как вы себя планируете позиционировать?
— По большому счету мы — стартап.
— Не могли бы вы сказать, во сколько сейчас оценивается компания?
— Не могу.
— Сколько вы намерены привлечь?
— Сумму достаточную, чтобы разделить риски.
— Этот инвестор — технологический партнер или привлеченный на бирже?
— Технологический партнер.
— А на бирже?
— И на бирже, вероятно, столько же.
— Андеррайтер выбран?
— Пока нет. Планируем выбрать его в ближайшее время — до конца года.
— Когда будет готова производственная площадка в Санкт-Петербурге?
— Здание готово на 80%, то есть к окончанию первой половины следующего года здание должно быть готово на 100%.
— Деньги, привлеченные от размещения, пойдут на оснастку производства?
— Завод в первую очередь сборочный, поэтому оснастка вся у поставщиков. Скорее всего, деньги инвесторов пойдут на «оборотку»: закупку компонентов, поддержание складских запасов и прочее.
— Кто купит машину? Есть покупатели?
— 200 тыс. человек плюс много розданных сертификатов.
— Столько покупателей набрали через сайт?
—Да. Сейчас продолжается регистрация онлайн, но менее активно, поскольку было заявлено, что мы не сможем держаться в тех же ценовых категориях, в которых она начиналась. Машина класса J — это как «жук» или Qashqai. Маркетологами было рекомендовано выходить на рынок с более дорогой машиной и только через несколько лет выпускать более дешевую.Источник: РБК daily