В прокате финальная часть трилогии Ульриха Зайдля «Рай: Надежда»
Австриец Ульрих Зайдль вырос в католической семье, увлекался фотографией и живописью, но в итоге пришел в документальное кино. Свой первый полнометражный художественный фильм он снял в 2001 году. Сегодня Зайдль пребывает в статусе режиссера, который и в своих игровых работах фантастически точно, возможно, как никто другой, фиксирует реальность.
Над трилогией «Рай» о трех родственницах в поисках счастья режиссер работал семь лет и затем показал ее последовательно на трех важнейших кинофестивалях мира. Казалось, показ финальной части на Берлинале должен был принести ему заслуженную награду, может быть — главную.
Первая часть, «Рай: Любовь» — о 50-летней малопривлекательной бюргерше (Маргарете Тизель), отправившейся на кенийский курорт ради секса с местными красавцами, за деньги готовыми почти на все, но вообще-то ищущей любовь. Фильм участвовал в конкурсе Канн и призов не получил, зато наряду с похвалами заслужил множественные упреки в неполиткорректности, беззастенчивости, неоправданной откровенности интимных сцен.
«Рай: Вера» — о сестре героини первой картины. Сухопарая истовая верующая (в этой роли регулярная гостья фильмов Зайдля, изумительная Мария Хофштаттер) из-за несовершенства мира все глубже погружается в пучину религии, как она ее понимает. Этот фильм получил в Венеции спецприз жюри, но и обернулся иском оскорбленных верующих в местный суд (правда, похоже, что дело так ничем и не закончилось).
Обе части уже побывали в российском прокате, теперь на наши экраны выходит третья часть, «Рай: Надежда». Зимой параллельно с премьерными показами на Берлинале в городе проходила фотовыставка, посвященная фильмам режиссера, демонстрировали все три фильма трилогии. Но третий фильм не получил ни скандальной славы, ни фестивальных призов.
«Рай: Надежда» повествует о дочери отправившейся в Кению героини «Любви» и, соответственно, племяннице религиозной героини «Веры». 13-летняя рыхлая девочка отправляется в летний лагерь для толстых подростков. Вместе с ровесниками Мелани занимается физкультурой, по ночам ворует продукты, пьет пиво, покуривает, говорит с подружками о сексе, которого у нее никогда не было. И влюбляется (причем, похоже, взаимно) в доктора лагеря, который не просто намного, но непоправимо старше ее.
Что интересно, после премьеры в критике встречались замечания, прямо противоположные тем, что режиссер получал ранее. Замечания на предмет того, что беспощадный Зайдль на этот раз дал слабину, «не дожал», решив не связываться с темой педофилии. Впрочем, хотя фильм о несчастной любви и иллюзиях, определенная авторская деликатность как раз и превращает трилогию в единое высказывание искусного бытописателя реальности, больше говорящее о нем самом, чем о реальности. Два предыдущих фильма, пусть режиссер и сочувствовал героиням, были очень жестокими. В «Надежде» же больше лирики, краски мягче. В отличие от матери и тетки, за которыми Зайдль наблюдает, стоя рядом, на 13-летнюю Мелани он смотрит с нежностью, словно бы отступив на шаг, смотрит с надеждой.
Источник: РБК daily