В Enter нажали Delete: Максим Ноготков сократил персонал
Ритейлер Enter за 2013 год сократил штат офисных сотрудников примерно на 30%. Как удалось выяснить РБК daily, «оптимизация штата» вызвана ревизией прежней стратегии развития розницы. Предполагалось, что в 2015 году оборот Enter будет исчисляться в миллиардах долларов, а сеть магазинов достигнет 1000 точек. Оценка текущей эффективности бизнеса дала понять менеджменту, что столь амбициозные планы не будут достигнуты в первоначально очерченные сроки.
Посчитать по головам
О том, что в «Связной-маркет» Enter бизнесмена Максима Ноготкова с начала 2013 года идут сокращения, РБК daily рассказали несколько источников внутри компании и подтвердили бывшие сотрудники. «Весь прошлый год шли сокращения, из последнего — прошел аудит колл-центра», — рассказывает источник в компании. Общее количество уволенных сотрудников собеседники газеты оценивают примерно в 30%.
Основной акционер ритейлера Максим Ноготков подтвердил, что сокращение персонала шло в 2013 году. «Когда проект стартовал, людей было больше, чем нужно на самом деле», — говорит Ноготков. По его словам, основные кадровые сокращения коснулись персонала торговых залов. Количество людей можно было уменьшить за счет того, что покупатели научились пользоваться терминалами самообслуживания, рассказывает бизнесмен.
Директор по корпоративному развитию Enter Алексей Дмитриев сообщил, что весь прошлый год компания работала над повышением эффективности. «Мы приостановили агрессивный набор персонала», — говорит Дмитриев. По его данным, штат бэк-офиса (сотрудников, которые занимаются операционными задачами) за год снизился только на 12%. В январе 2013 года в этом подразделении было 670 человек, к декабрю осталось 589. Как объяснил Дмитриев, количество офисных работников за год уменьшилось за счет текучки и переводов ряда должностей в офисы в Чехове, Саратове и Воронеже.
Если посмотреть статистику Enter по персоналу в целом, то последние два года штат только прирастал. В январе 2012 года, по ее собственным данным, в компании было 800 сотрудников, к январю 2013 года — 2170 (компания сделала большой скачок, открыв 80 магазинов за год), к декабрю 2013-го — 2280 человек. Эти цифры подтверждает бывший HR-менеджер компании Анастасия Добровольская (покинула компанию в декабре 2013 года). Однако этот рост целиком связан с открытием новых магазинов.
По словам действующего менеджера компании, процесс по увеличению эффективности и снижению затрат начался в 2013 году и выражался в сокращении работников как в бэк-, так и фронт-офисах и даже в пересмотре концепции магазинов сети. По его мнению, общие данные по численности персонала компании не иллюстрируют ситуацию с бэк-офисом. «Динамика движения персонала в этих двух больших направлениях разная, — объясняет собеседник газеты. — С наращиванием количества магазинов и утряской процессов внутри компании бэк-офис начали сокращать». Помимо линейного персонала по разным причинам покидали компанию и руководители подразделений ритейлера.
Эйфория Enter
То, что сейчас происходит в компании, основное большинство собеседников РБК daily называют поиском нового эффективного формата развития бизнеса. «После освобождения от балласта (части сотрудников. — РБК daily) это должно получиться быстрее», — говорит один из бывших топ-менеджеров Enter.
На старте проекта, в 2011 году, Максим Ноготков не скрывал, что вместе с партнером и генеральным директором компании Сергеем Румянцевым хочет построить мультиканальный ритейлер, сравнимый с британским Argos — конкурентом Ozon.ru. Был придуман гибрид традиционной и онлайн-торговли, когда потребитель может заказать товар через сайт с помощью приложения для смартфона и по телефону. Магазины задумывались как шоу-рум, в которой можно выбрать, заказать и получить товар при помощи электронных терминалов.
Планировалось, что компания выйдет в ноль в 2015 году, количество магазинов ее сети будет насчитывать тысячу точек, а оборот — исчисляться миллиардами долларов, рассказали несколько источников в Enter. Компания не ответила на запрос РБК daily по этому вопросу. Максим Ноготков отказался комментировать эти сведения.
Чтобы достигнуть поставленных целей, ритейлер должен был открывать около 200 магазинов в год. От плана по развертыванию 18—25 точек в месяц отказались почти сразу. Но и позднее, в 2012—2013 годах, по словам сотрудников Enter, планы по открытию новых магазинов несколько раз уточнялись. В 2013 году было открыто 48 магазинов. «Приоритет сдвинули в онлайн», — говорит представитель Enter Екатерина Белоусова.
Сегодня у Enter 128 точек (магазины + парк-сервисы). По данным СПАРК, выручка компании за 2012 год составила 2,7 млрд руб., чистый убыток — 1,9 млрд руб. В 2013 году оборот составил 7,3 млрд руб. с учетом НДС, но компания была планово убыточной. План по выручке на 2014 год предусматривает ее рост на 50—60%.
На результатах работы отразились не только высокие ожидания по росту розничной сети. Один из бывших топ-менеджеров компании вспоминает, что за два последних года дважды были сдвиги в графике финансирования. «Не всегда те средства, на которые мы рассчитывали, были доступны. Поскольку проект планово-убыточный, несколько лет он сильно зависел от финансирования. Мы же были поставлены в такие ситуации, что денег просто не было», — рассказывает источник РБК daily. Его слова подтверждает еще один бывший сотрудник компании.
Основной владелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин считает, что главная проблема Ноготкова — выбраный формат. «Argos работает с гросс-маржой около 30%, в России эта модель нежизнеспособна», — утверждает он. По мнению бизнесмена, чтобы проект начал приносить прибыль, ему нужно вырасти в десять раз, то есть выполнить стратегию, которую пришлось корректировать в середине 2013 года.
Enter на 100% принадлежит кипрской «Апивалас холдингз лимитед». Основным ее бенефициаром считается Максим Ноготков, небольшая доля есть у генерального директора ритейлера Сергея Румянцева. В рейтинге крупнейших онлайн-компаний рунета InSales за 2012 год Enter занимает 22-е место.Источник: РБК daily