Трудная сделка: что будет дальше происходить с «Трансаэро»
Государство: не допустить остановки
Перед государством в разрешении ситуации с «Трансаэро» прежде всего стояла задача не допустить внезапной остановки авиакомпании: многие высокопоставленные чиновники правительства помнят, как во время остановки куда меньшего по размеру альянса AiRUnion приходилось срочно организовывать вывоз домой тысячи застрявших в аэропортах всей России пассажиров. С пассажирами «Трансаэро» было бы намного сложнее — как из-за гораздо большего объема перевозок, так и из-за географии маршрутов, ориентированных на международные направления. При этом и персонала в «Трансаэро» работает больше — свыше 11 тыс. человек. Оба этих фактора делали возможный крах авиаперевозчика серьезной социальной угрозой.
Летом компания устроила распродажу билетов, на большинство направлений цены были ниже на 10%, а на некоторые — на 50%. Как писали «Ведомости», в правительстве были недовольны тем, что гендиректор авиакомпании Ольга Плешакова, прося господдержку, апеллировала как раз к большому количеству проданных билетов. При этом, как говорили источники РБК, знакомые с ходом правительственных совещаний, к лету стало понятно, что предоставление очередных госгарантий кардинально ситуацию в компании не изменит, и в условиях экономии бюджетных средств вопрос о дальнейшей ее господдержке не рассматривался.
Передача «Трансаэро» «Аэрофлоту» решала обе проблемы: государственный авиаперевозчик возьмет на себя обязательства по обслуживанию пассажиров, а госбанки могут вести переговоры о реструктуризации долга с более стабильным владельцем, которого госбанки уже смогут поддержать с меньшим риском потерять свои средства. Заодно уход «Трансаэро» с рынка снизит опасения государства по поводу стабильности остальных крупных перевозчиков: в день, когда совет директоров «Аэрофлота» одобрил «санацию» конкурента, в посвященном этому пресс-релизе Минэкономразвития говорилось, в частности, что сделка приведет к сокращению избыточных провозных емкостей на рынке авиаперевозок и стабилизирует ситуацию в отрасли. Это «самый приемлемый вариант из всех», который позволяет обеспечить наибольшую стабильность, учитывая количество пассажиров «Трансаэро» и обязательства компании, сказал министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Источник: РБК daily