Традиционный Пасхальный фестиваль пройдет в мае
Оркестр и певцы Мариинского театра готовятся к Пасхальному фестивалю. В этом году он пройдет с 5 по 15 мая с обычной для Валерия Гергиева интенсивностью: музыка прозвучит во многих городах европейской части России. Фестиваль составлен из 90 концертов и четырех программ — симфонической, камерной, хоровой и звонильной. Главные события обширной афиши можно будет увидеть и услышать в Москве.
По замыслу организаторов, программа во многом посвящена 70-летию одного из переломных сражений Великой Отечественной войны — сражению на Курской дуге. Выступления пройдут, в частности, в городах, где гремели битвы, — в Курске, Орле и Белгороде. Гергиев не боится во время фестиваля давать иной раз и по три концерта в день, а главной проблемой считает плохую акустику многих провинциальных концертных залов.
Столичная симфоническая программа откроется 5 мая в Большом зале консерватории. Оркестр Мариинского театра под руководством Гергиева представит музыку Мессиана и Римского-Корсакова. Это «Вознесение» (с подзаголовком «Четыре симфонические медитации») и музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». На сцену выйдет знаменитый Рене Папе. В 2008 году компания Deutsche Grammophon выпустила первый сольный диск этого певца под названием «Боги, короли и демоны». Название точно описывает главных персонажей знаменитого баса. У нас Папе споет прощание Вотана с Брунгильдой и заклинание огня из третьего действия оперы «Валькирия».
На Поклонной горе 9 мая традиционно пройдет общедоступный концерт, в котором примет участие Денис Мацуев: прозвучит «Рапсодия на темы Паганини» Рахманинова (к 140-летию со дня рождения композитора). Вечером эту же рапсодию исполнят в консерватории вместе с вокально–симфоническими «Военными письмами» Гаврилина. В произведении о войне, написанном в 1976 году, слились пение и народный говор, простая речь и возвышенные реплики, плач и звуки падающей бомбы, рояль и гусли. Это, по словам композитора, «драма о женщине, у которой любимый человек погиб во время войны, а она продолжает его ждать до сих пор».
Гергиев вставил в афишу концертные исполнения редких для нашей сцены опер XIX века. С 15 мая в Концертном зале им. Чайковского фестиваль включится в празднование 200-летия со дня рождения Верди. Прозвучит «Аттила», действие которой происходит в Италии времен распада Римской империи, в момент нашествия гуннов. Грозный предводитель кочевников борется с римским полководцем Аэцием, который бросает завоевателю патриотическую фразу: «Возьми себе вселенную, только Италию, только Италию оставь мне». Параллельно развивается любовная интрига. Исполнительница главной женской партии Анна Маркарова вместе с Ильдаром Абдразаковым (он тоже участник концертного исполнения в партии Аттилы) два года назад записала «Аттилу» для лейбла Mariinsky. Артистичного Абдразакова, только что получившего «Золотую маску» и дважды лауреата Grammy, лондонская газета Independent назвала «замечательным басом, у которого есть абсолютно все: великолепный звук, прекрасное легато и высочайшее мастерство».
На следующий день фестиваль завершится оперой Берлиоза «Бенвенуто Челлини»: утром ее исполнят на благотворительном концерте в МГУ, а вечером — в концертном зале. Италия времен позднего Ренессанса и жизнь знаменитого скульптора воспроизводятся в либретто по мотивам его автобиографии. В опере со счастливым концом есть и профессиональная ревность художников, и муки творчества, и любовное соперничество, даже убийство. Но все кончается апофеозом гениальности: в финале Челлини «разбивает форму, и перед восхищенными зрителями предстает великое, неповторимо прекрасное произведение искусства» — скульптура Персея.Источник: РБК daily