Стенка на стенку: что происходит с московским стрит-артом
В это воскресенье идеолог известного исследовательского проекта «Велоночь» Сергей Никитин и арт-критик Валентин Дьяконов проведут несколько бесплатных экскурсий, посвященных уличному искусству в Москве. Автобусы будут отходить от Пушкинской площади каждый час в интервале между 12.00 и 16.00.
Доисторическая живопись
Стрит-артом Никитин с Дьяконовым заинтересовались примерно тогда же, когда появились первые легальные фестивали граффити. До этого жанр будто бы жил в резервации. Первые редкие надписи появлялись на стенах домов, когда волна моды на хип-хоп культуру достигла СССР — по счастью, это совпало с перестройкой и серьезных неприятностей у местных пионеров граффити и брейкданса все-таки не было. В 1990е «бомбить» стали гораздо активнее, появились профильные фестивали, которые спонсировались марками спортивной одежды, но граффити оставалось субкультурным явлением. «Как ни странно, большую роль в развитии жанра сыграли такие персонажи, как Децл и группа Bad Balance, — говорит Дьяконов. — В самом начале 2000х им удалось с помощью серьезных денег вывести хип-хоп культуру в мейнстрим. Мы же с Никитиным были первыми, кто писал об этом явлении в контексте «большой культуры».
Вслед за объемными шрифтами и мультяшными персонажами, перекочевавшими с бруклинских стен на московские, стали появляться более самобытные работы — например, литературоцентричное творчество Кирилла Кто, чьи остроумные надписи («Обитая в сверхэлитной норе, не удивляйся своей никуда не девшейся метафизической дыре») быстро расходятся по Интернету. «Часто его стены говорят от лица разных персонажей, кажется, я не видел такого в других странах», — отмечает Валентин Дьяконов.
Легальный бизнес
Будучи еще вчера полностью нелегальным, сегодня все больше развивается коммерческое граффити. Помимо работ легендарного стрит-артиста Паши 183, ушедшего из жизни в этом году, во время экскурсии покажут «Британский квартал». Его по заказу компании-застройщика украсили рисунками соответствующей тематики: персонажами «Алисы в Стране чудес» и двухэтажными автобусами.
«Существует две линии взаимодействия власти и бизнеса с уличными художниками, — отмечает Дьяконов. — С одной стороны, их приглашают для оформления разных государственных и коммерческих объектов. Если вспомнить, то даже «Винзавод» в свое время начинался с фестиваля граффити. С другой — точечно выделяют им стены, как было на фестивале «Лучший город Земли». К сожалению, московские спальные районы пока охвачены мало — там бы уличное искусство точно не помешало».
Однако легализацию граффити поддерживают далеко не все художники. «Конечно, работы, сделанные без какого-либо ведома или заказа, чаще всего лучше, — говорит Кирилл Кто. — Наверное, так сложилось исторически. Хотя интересных «легальных» проектов становится все больше — взять, например, роспись трансформаторных будок, инициированная местными энергетиками. В 2009 году эти будки выглядели ужасно, но сейчас качество заметно выправилось».
Момент упущен?
Интрига затеянной Дьяконовым и Никитиным экскурсии заключается в том, что до последнего момента непонятно, что же увидят на стенах зрители. По словам Кирилла Кто, половина работ, которые хотели показать первоначально, уже исчезла — часто их портят другие художники, еще чаще — закрашивают городские службы. К идее восстановления объектов стрит-арта художник относится скептически: по его словам, в таких ремейках теряются заложенная в жанре искренность и спонтанность. Но некоторые исчезнувшие работы все же покажут — на открытках и постерах. А в завершении маршрута можно будет ознакомиться с самым маленьким граффити в мире, созданным художницей Дарьей Серебряковой на одной из стен дома №11 по Рождественскому бульвару. Его так просто не закрасишь — чтобы работу найти и толком рассмотреть, понадобится лупа.Источник: РБК daily