Спектакль по мотивам «Идиотов» Ларса фон Триера в «Гоголь-центре»
Спектакль «Идиоты», поставленный Кириллом Серебренниковым в «Гоголь-центре», начинается и заканчивается в судебном зале. В фильме Ларса фон Триера, из которого взяты сюжетная линия и персонажи, такого финала нет и быть не могло.
— Представьтесь!
Судья с металлическим голосом (Ольга Науменко) обращается к человеку, сидящему за решеткой. Сцена выстроена посередине длинного зала, который был когда-то частью паровозного депо, зрители сидят не в креслах, как это обычно бывает в театре, а на трибунах. Если сидишь близко, возникает ощущение соучастия в происходящем. Тем более что происходящее всем понятно — идет судебный процесс, который закончится обвинительным приговором. Начальная сцена почти буквально повторяет процесс над группой Pussy Riot: обвиняемый, лидер арт-группы Елисей, или Ель (Андрей Кузичев), отказывается понимать, в чем его обвиняют.
Вот оно, главное отличие фабулы «Идиотов» в «Гоголь-центре» от сюжета фильма, по которому он поставлен. Фильм Ларса фон Триера заканчивается так, как и должна была закончиться подобная история в Дании, где даже приют престарелых хиппи и чудаков всех возрастов, знаменитая Христиания, вычищен, усажен цветами, украшен граффити, находится под присмотром полиции и служит местом паломничества туристов.
В «Идиотах» фон Триера группа молодых людей, которые живут в пустом загородном доме и изображают даунов в публичных местах, в конце концов просто распадается. Вчерашние бунтари вернулись в свой обычный мир, и не все из них успели заметить, что совсем рядом с ними было подлинное страдание и боль. В спектакле Кирилла Серебренникова дело происходит в России, где придуриваться небезопасно — за это могут не просто поколотить, но проломить голову. Или отдать под суд.
Драматург Валерий Печейкин перенес историю, рассказанную Ларсом фон Триером 15 лет назад, на российскую почву, поэтому добродушные рокеры из фильма превратились в дорожных рабочих, которые убивают «ненастоящего» идиота, а художник, который ищет в себе внутреннего идиота, чтобы обрести свободу самовыражения, — в пропагандиста гей-свободы. Члены арт-группы — это уже не веселые и легкомысленные молодые люди, которые выражают свой протест против буржуазного общества, пуская пузыри в ресторане, а юродивые, поступки которых не всегда можно понять и объяснить.
Серебренников предлагает для этого взглянуть на них глазами ребенка (или идиота), который живет внутри каждого из нас. Отсюда — финальная сцена, в которой актеры неожиданно выводят на сцену улыбающихся людей с синдромом Дауна. Конечно, это игра на чувствах зрителя, потому что оставаться равнодушным, глядя в глаза этих людей, никак нельзя. Но, может быть, именно это и есть месседж, который заложен в этом тревожном спектакле: что бы ни происходило вокруг, не позволять себе быть равнодушным.Источник: РБК daily