Сергей Клишо, PlayStation: «Наша цель — предлагать контент»
На выставке «Игромир 2013», которая завершилась недавно в «Крокус Экспо», впервые в России была представлена приставка PlayStation 4 от Sony. Цена приставки в России составит 18—19 тыс. руб., а старт продаж начнется одновременно с европейским стартом — 29 ноября. В интервью корреспонденту РБК daily ИРИНЕ ЮЗБЕКОВОЙ генеральный менеджер PlayStation в России и странах СНГ СЕРГЕЙ КЛИШО рассказал, от чего зависит популярность консоли, что станет с PlayStation 3 и почему игры становятся популярнее фильмов.
«На каждую консоль есть свой геймер»
— В августе Sony назвала дату выхода консоли PlayStation 4. По всему миру предзаказ составил более миллиона экземпляров. Что можно сказать в этом отношении о России?
— По России мы находимся в том планируемом проценте, который обычно есть от всех территорий. На данный момент продано более 10 тыс. консолей. Предзаказ продолжает активно работать, до запуска консоли еще около двух месяцев. Платить за что-то заранее необычно для российского геймера, но в мире это принято. Если геймеры хотят что-то получить, то они привыкли планировать свою покупку.
— Вы объявили дату начала продаж PS4 в России?
— Да, дата выхода 29 ноября — вместе со всеми европейскими территориями, это планируемая дата, я только подтвердил то заявление, которое было сделано компанией на выставках E3 в Лос-Анджелесе и Gamescom в Кельне.
— Пришлось ли сделать что-то дополнительно, чтобы дата российского анонса совпала с европейской?
— Это всегда занимает большое количество усилий, так как мы находимся в другой логистике. Необходимо правильно рассчитать время поставки, количество товара, предусмотреть цену. Очень много параметров, которые влияют на появление одновременного релиза, будь то игра или появление новой консоли. Цикл консоли — пять-десять лет, и понятно, что все это делается заранее. Чтобы синхронизировать запуск с другими территориями, нужно проделать большую работу, так как в Европе все работают в зоне единой валюты, а доставка осуществляется за один-два дня. У нас же пошлины, таможенные терминалы, другая валюта, поставки, занимающие энное количество времени.
— Сегодня вы представили первую российскую игру для PS4, которая запускается одновременно с выходом консоли. Ведете ли вы переговоры с другими российскими разработчиками?
— У нас есть отдельная команда в Sony Computer Entertainment, которая занимается контактами со всеми разработчиками, будь то большие студии или независимые небольшие компании — инди-разработчики. Эта команда контактирует с издателями и отправляет им специальные наборы, чтобы те могли разрабатывать игры на текущих консолях или консолях, которые готовятся к выходу. Список российских разработчиков, которые обладают необходимыми ресурсами, немаленький, но российская разработка по некоторым параметрам отстает. Несмотря на то что технически многие специалисты подкованы, культура разработки еще не очень хорошо развита. Но War Thunder будет фактически стартовать во всем мире, а это значит, что среди российских разработчиков есть те, уровень которых отвечает мировым стандартам.
— Вы сообщили, что пользователям PS4 в России будет доступен сервис Tvigle?
— Да, мы вели переговоры с Tvigle достаточно давно и к выходу PS4 подписали все контракты и надеемся, что сервис будет запущен близко к дате начала продаж консоли. Геймеры смогут не только играть, но и смотреть на консоли фильмы.
— Вы вели переговоры с другими легальными онлайн-кинотеатрами?
— Мы со многими общаемся, например с Ivi. У компании есть специальное подразделение Sony Entertainment Network, которое ведет переговоры с локальными сервисами. Возможно, список расширится. Не могу пока сказать, кто будет следующим после Tvigle.
— Как, на ваш взгляд, будет чувствовать себя PS3 после выхода PS4?
— Сейчас наступило время, когда PS3 стало выгодно покупать, поскольку те, кто действительно играет и любит гейминг, найдут на консоли каталог разных жанров. За последние несколько месяцев на PS3 вышли потрясающие игры, на подходе несколько блокбастеров. Это то время, когда, купив консоль по доступной цене, вы сможете получить много игр. Мы считаем, что на каждую консоль есть свой геймер, который готов купить ее, потому что она доступна или потому, что он любит играть в те игры, которые ему нравятся. Запуск PS4 беспрецедентен по количеству игр, одновременно выходящих вместе с релизом, но тем не менее это лимитированный каталог, так как большое количество игр находится в разработке. А в PS3 уже существующий каталог, кроме того, сама консоль мощная, у нее еще есть будущее. Россия — большая страна и доход у населения разный. Например, PlayStation Portable продается на рынке порядка десяти лет. Были такие этапы, когда продажи росли после промоушенов, дополнительных игр и т.д. Это означает, что важна цена, важен каталог и то, как консоль можно использовать помимо гейминга.
«Наша цель — предлагать контент»
— Какой прибыли вы ожидаете после начала продаж PS4?
— Когда консоль запускается, мы говорим о том, что для компании очень важно запустить правильную консоль, попасть в правильную аудиторию, запустить правильные игры. Поскольку вложения высоки, в первую очередь важно думать, когда вернется инвестмент. Комментировать прибыль пока сложно.
— Ориентируясь на предыдущую консоль, когда вы ожидаете возвращения вложений?
— Мы ожидаем, что PS4 будет еще более популярна, чем PS3. Поэтому ожидания достаточно высокие. Вопрос прибыли сложный, и он скорее временной. Жизненный цикл консоли не менее пяти лет, а многие приставки продавались десять лет. У разных консолей разный период окупаемости в зависимости от того, как консоль стартует, какие игры предлагаются. Маржинальность идет не от консоли, а от поддерживаемых игр. Наша основная цель — именно предлагать контент. Мы предлагаем правильные игры, которые будут восприниматься геймерами позитивно, разные жанры, геймплей. Это, скорее всего, и принесет прибыль.
— Журнал Forbes в 2012 году со ссылкой на исследование DFC Intelligence предположил, что к 2017 году объем рынка видеоигр достигнет 82 млрд долл. Что, на ваш взгляд, делает сегмент видеоигр такой быстрорастущей отраслью?
— Очевидно, что игры практически заместили другой контент — видео, фильмы, музыку — и являются преобладающими в категории развлечений. Пришло время игр, пришло время потребителя, который любит играть. Чем отличается игра от фильма? Тем, что фильм можно посмотреть час-два, а в игру можно играть длительный период времени. Люди играют в одну игру несколько месяцев. Опытные геймеры меняют игры каждые две недели, но игра занимает у них не два часа.
Причина быстрого роста сегмента в интересе к играм. Возможно, на каком-то этапе Россия отставала от других территорий, таких как Великобритания, Германия, где проникновение игр очень высокое. Мы долгое время оставались PC-геймерской страной. На определенном этапе это было связано еще и с тем, что многие игры пиратировались. Постепенно геймеры переходят на более качественный уровень — там другая графика, другой движок, другие игры — например, GTA 5, которая разорвала все хит-парады и принесла сумасшедшую прибыль компании. Это те игры, которых ждут, которые востребованы именно на консоли. Из этого можно сделать вывод, что видеогейминг на приставках более качественный, там теперь много онлайна, чего раньше не было. Вчера еще невозможно было представить, что онлайн-игра War Thunder появится на консоли. Сегодня она появилась. За консолями будущее, этот рынок растет, и его показатели меняются за счет того, что выходят блокбастеры, меняющие динамику. В июне вышла игра «Одни из нас» (The Last of Us). Казалось бы, не сезон продаж, тем не менее игра хорошо продавалась в России и во всем мире. Выход таких игр привлекает к нам внимание аудитории. Это сравнимо с выходом «Аватара» в 3D, который привлек большой приток зрителей именно к 3D-фильмам.
— В одном из интервью вы сказали, что практически все игры для российского рынка от Sony локализуются. Как вы оцениваете подход к локализации в целом в России и странах СНГ?
— Локализация — это тот принцип, который мы внедрили около трех лет назад. Сейчас мы локализуем игры только на русский язык. На наше счастье, на всем постсоветском пространстве очень много геймеров, которые разговаривают на русском языке. Конечно, локализация зависит от размера рынка. Это совершенно не дешевый процесс — озвучка, привлечение актеров. Отбить инвестиции удается только если ты правильно предсказал продажи игры. В России очень большой рынок, и мы приняли решение не задавать себе вопрос, каким тиражом мы продадим игру, мы просто ее локализуем и считаем, что должны делать это как одни из лидеров рынка и показывать другим компаниям пример. Если мы здесь работаем, если мы локальные, мы должны максимально соответствовать той аудитории, которая в нас играет, а она разговаривает на русском языке.
— А другие игроки рынка стремятся локализовать игры в России?
— Ubisoft объявила, что идут по тому же пути и локализуют практически все свои проекты. Так происходит со всеми большими играми.
— Связано ли это с тем, что в России в основном все разговаривают только на русском языке?
— Ситуация меняется. Я больше шести лет работаю в Sony PlayStation, и даже за это время геймеры сильно поменялись. Все больше игроков могут говорить на английском. Но часто, даже если игрок знает английский, он предпочитает русский язык, потому что это удобно. Именно эту возможность мы стараемся предоставить.Источник: РБК daily