Рост рынка планшетных компьютеров замедлился из-за телефонов с большим экраном
Мировые продажи планшетов по итогам второго квартала выросли только на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитала компания IDC. Пользователи не спешат обновлять свои планшеты, а те, кто готов сделать это, часто предпочитают им смартфоны с крупными экранами.
Производители планшетов за апрель—июнь 2014 года отгрузили 49,3 млн устройств, или на 11% больше, чем за аналогичный период 2013-го. IDC считает планшетами устройства с процессорами на архитектуре ARM (например, iPad), разработанной британской компанией ARM, а также с процессорами Intel — но под управлением операционной системы Android, предназначенной для планшетов и смартфонов (к примеру, планшеты Samsung).
Для сравнения, рост продаж год к году по итогам 2013-го составил 51,8%, а во втором квартале прошлого года к аналогичному периоду 2012-го — 59,6%.
Оценку квартала в деньгах компания не опубликовала. Ранее IDC прогнозировала, что по итогам всего 2014 года будет реализовано 245,4 млн планшетов, что в деньгах может соответствовать 85 млрд долл. (около 3 трлн руб.).
На рынок планшетов сильно влияют рост продаж смартфонов с большими экранами и цикл обновления планшетов, оказавшийся более длинным, чем ожидалось, объясняет директор исследований по планшетам IDC Жан Филипп Бушар.
Смартфоны с большим экраном — с диагональю от 5 дюймов — иногда называют «планшетофонами»: размер традиционных планшетных компьютеров ненамного их превосходит — тот же iPad имеет диагональ 9,7 дюйма, а iPad mini — 7,9 дюйма.
По данным IDC, крупнейшим в мире производителем планшетов во втором квартале остается американская Apple, поставившая на рынок 13,3 млн iPad — на 9,3% меньше, чем год назад за тот же квартал. В пятерке лидеров больше всего выросли отгрузки у китайской Lenovo — почти на 64,7%, до 2,4 млн штук.
В целом поставки топ-5 производителей планшетов за 2013 год упали на 2%, до 27,4 млн устройств. «До недавних пор Apple и в меньшей степени Samsung сидели на вершине рынка и испытывали минимальное влияние со стороны конкурентов», — говорит аналитик по исследованиям IDC Джитеш Убрани. Но теперь свои планшеты выпустили почти все сборщики ПК и производители мобильных телефонов, и их стратегия продвижения планшетов и смартфонов вместе, а также программы скидок позволили отвоевать заметную долю нового для них рынка, считает аналитик.
В России продажи планшетов растут быстрее, чем в мире. По данным МТС, за второй квартал на российском рынке было продано 1,7 млн планшетов, или примерно на четверть больше, чем за второй квартал 2013-го. За все первое полугодие — 3,6 млн планшетов, или на 35% больше, подсчитали в «Связном». Полугодовые продажи в деньгах при этом составили 35,2 млрд руб., говорит представитель «Связного» Мария Заикина.
В России многие пользователи тоже покупают вместо планшетов смартфоны с большим экраном, считает представитель МТС Алексей Меркутов: на модели с экраном от 5 дюймов приходится примерно 10% всех продаж смартфонов, считает он. По данным МТС, за год продажи смартфонов с большим экраном утроились; по оценкам «Связного» — выросли вчетверо. Директор по закупкам «Евросети» Алексей Широков считает, что рост продаж таких смартфонов — временное явление, связанное с эффектом новизны.
Мешает росту продаж планшетов тот факт, что их меняют реже, чем телефоны и смартфоны: следующие поколения планшетных компьютеров не получают значительного количества новых функций по сравнению с предшественниками и не наращивают свою производительность, объясняет Заикина.Источник: РБК daily