Россия впервые стала крупнейшим рынком торговой недвижимости в Европе
Рынок номер один
К концу прошлого года общая площадь торговых центров в России превысила 17,7 млн кв. м, в то время как во Франции аналогичный показатель составил 17,66 млн кв. м, отмечается в последнем отчете Cushman & Wakefield «Торговая недвижимость Европы». Великобритания остается третьим крупнейшим рынком с общим объемом предложения, равным 17,1 млн кв. м. По итогам 2013 года Россия занимала третью позицию, однако рекордный ввод торговых площадей, продолжающийся и в 2015 году, помог потеснить многолетних лидеров.
По состоянию на 1 января 2015 года общий объем торговой недвижимости Европы составляет 152,3 млн кв. м, увеличившись за год на 3,3%, говорится в исследовании. Аналитики Cushman & Wakefield отмечают, что, несмотря на то что Западная Европа занимает 69% общего объема уже существующих площадей, больше всего нового строительства сосредоточено в Центральной и Восточной Европе. Так, во втором полугодии 2014 года на рынок Восточной Европы вышли проекты с общей площадью 2,2 млн кв. м, в то время как Западная Европа демонстрирует показатель более чем в два раза меньше — 981 тыс. кв. м.
Начало 2015 года тоже оказалось рекордным. По данным консалтинговой компании JLL, на рынок Москвы вышло около 250 тыс. кв. м, что является наивысшим показателем первого квартала за всю историю рынка. При этом в целом по России динамика стала замедляться: если в январе—марте 2014 года было открыто 11 качественных торговых центров общей полезной площадью 410,4 тыс. кв. м, то в этом году за тот же период открылось только шесть ТЦ на 348,7 тыс. кв. м, подчеркивают в Cushman & Wakefield. Три из них были построены в Москве: ТРЦ Columbus, ТЦ «Кунцево Плаза» и Центральный детский магазин на Лубянке.
Безрадостный рекорд
Украинский кризис и последующие за ним санкции, падение курса рубля и цены на нефть, что особенно четко проявилось во второй половине прошлого года, вызвали у арендаторов паническую реакцию, констатирует партнер, руководитель отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield в России Максим Карбасникофф. «Как и следовало ожидать, значительный объем нового предложения остается вакантным, а ретейлеры по большей части сосредоточены на оптимизации существующих площадей», — добавляет он.
Источник: РБК daily