Родная заграница
В прошлом году в Болгарии побывало почти 600 тыс. наших соотечественников, а по итогам этого года их будет на треть больше. Болгарское направление по популярности сейчас конкурирует с Грецией и Италией. Привлекает российских туристов, так же как и покупателей недвижимости, мягкий климат, спокойное море и отсутствие языкового барьера. К тому же отдых в этой стране дешевле, чем даже у стран – соседей по Балканам.
Все хотят в Болгарию
По выезду за рубеж российских туристов Болгария находится на почетном 12-м месте. За 2012 год, по данным Росстата, в эту страну съездили 389,4 тыс. россиян. Для сравнения: на Кипре их побывало не намного больше – 404,7 тыс. человек (11-е место), в Италии – 570,7 тыс. человек (8-е место), в Греции – 650,4 тыс. человек (7-е место). В самой Болгарии еще более оптимистическая статистика. По данным Министерства экономики, энергетики и туризма Болгарии, в 2012 году 597,5 тыс. россиян получили болгарскую визу. Это на 31,3% больше, чем в 2011 году. Разница в подсчетах российской и болгарской сторон объясняется тем, что в России считают количество пересечений границы, а не выданных виз. Еще примерно 10% от этого числа, по данным болгарской стороны, приезжали в Болгарию с шенгенскими визами. Таким образом, в Болгарии в 2012 году побывали более 600 тыс. россиян. По прогнозам министерства, по итогам 2013 года туристический поток из России будет больше на треть.
По данным болгарского Национального института статистики, больше других в Болгарию любят приезжать жители Румынии: по количеству визитов в 2012 году они оказались на первом месте (1,468 млн человек). Затем следуют Греция (1,087 млн), Турция (984,2 тыс.), Германия (784,6 тыс.) и на пятом месте Россия (609,6 тыс.). Всего, по данным статистиков, в 2012 году Болгарию посетили 8,3 млн иностранцев. Из них около 6,5 млн человек отдыхали на болгарских курортах. Ожидается, что по итогам 2013 года с туристическими целями страну посетят более 7 млн человек, уточнили в Минэкономики Болгарии.
Туризм становится одним из основных источников поступлений в бюджет страны. При среднем европейском показателе доли туризма 9% ВВП в Болгарии он равен 13,6%. В министерстве прогнозируют, что по итогам текущего года оборот туристической отрасли достигнет рекордного уровня и превысит 3 млрд евро. Оборот только гостиничного сектора превысит 300 млн евро.
В поток туристов из России вливаются и россияне, владеющие в Болгарии недвижимостью, напоминает исполнительный директор Ассоциации российских туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе. Большинство приезжают на свои болгарские «дачи» по туристическим визам. А таких немало: согласно данным Министерства юстиции Болгарии, собственниками недвижимости там являются 337 тыс. физических и юридических лиц из России. При этом, по информации Болгарской национальной ассоциации по недвижимости, более 110 тыс. россиян владеют недвижимостью на черноморском побережье. Наиболее популярны у них квартиры в жилых комплексах рядом с пляжем в окрестностях городов Бургас, Варна, Несебыр, Поморие и Созопол.
Песок, язык и левы
Более всего российских туристов в Болгарии привлекают морские курорты. По оценке экспертов, 80% туристов из России приезжают отдыхать именно летом и именно к морю. Так, на черноморских пляжах в 2013 году отдохнули 500 тыс. человек из нашей страны. И впервые россияне в нынешнем летнем сезоне заняли первое место по численности среди всех отдыхающих. На втором месте – немецкие туристы, количество которых в летнем сезоне этого года составило 451 тыс. человек. С Украины приехали 207 тыс. человек, из Белоруссии – 113 тыс., из Турции – 110 тыс. человек.
Российские туристы любят Болгарию за климат и природу, рассказывает руководитель ведущего туроператора балканского направления «БАЛКАН ЭКСПРЕСС» (БЭ) Елена Маркелова. «Во-первых, здесь мягкое черноморское лето без сумасшедшей жары и теплая снежная зима, – объясняет г-жа Маркелова. – Во-вторых, 70% курортов на побережье окружают леса и парки. Ну а само Черное море не такое соленое, как Средиземное, и значительно чище по сравнению с берегами Антальи».
Здесь комфортно тем, кто хочет, чтобы его сразу понимали, продолжает Елена Маркелова. По ее мнению, это связано прежде всего со схожестью языков. «Наши страны очень давно связаны между собой, у нас общее историческое прошлое, а потому похожий менталитет», – добавила она.
«Для многих наших туристов это комфортное направление, – продолжает Майя Ломидзе. – Отдых в Болгарии отличается от того, что туристы получают, например, в Турции. В Болгарии нет гигантских отельных комплексов, но есть уютные курорты для семейного отдыха. Где, помимо всего прочего, туристам не мешает языковой барьер».
Кроме 380 км прекрасных песчаных пляжей, спокойного моря и близкого российскому сердцу уклада жизни наших туристов привлекают цены. Невысокая стоимость жизни в стране, недолгий перелет, к тому же небольшая средняя цена туристического пакета (летом около 700 долл.), говорит г-жа Ломидзе. Кроме того, добавляет эксперт, весьма способствует интересу к стране и очень лояльная визовая политика. Так, с 28 мая 2013 года все желающие уже при первом посещении посольства получают полугодовую мультивизу. К тому же, несмотря на то что Болгария не входит в Шенген, обладателям действующей шенгенской мультивизы не требуется отдельно оформлять визу в Болгарию.
Самый активный спрос на покупку летних туров в Болгарию наблюдается в феврале, марте и апреле, отметили в БЭ. Следующий пик активности начинается в июне, когда появляются туристы, покупающие туры за три-четыре недели до поездки.
Желающих отправится в Болгарию с каждым годом становится все больше. «Рост по проданным турам составляет 10% в год, – говорит Елена Маркелова. – А в целом по перевезенным пассажирам — 20%, поскольку мы обслуживаем туристов, которые летят в самостоятельно забронированные апартаменты и тех, кто летят в свои собственные». Туроператор ставит большое количество рейсов на Варну и Бургас из Москвы, Санкт-Петербурга, есть перелеты из Екатеринбурга и Нижнего Новгорода, а в этом году планируется рейс из Казани.
Звезды и море
У российских туристов наиболее востребованы предложения в отелях категории 4 звезды и хорошие 3 звезды, говорит Елена Маркелова. Но всегда туристы получают то, за чем едут, – качественный отдых и отличное море, уверяет эксперт. Система организации отдыха в Болгарии – европейская свободная: отели не стремятся привязать туриста только к своей территории. Поэтому, продолжает г-жа Маркелова, приобретая проживание в отеле, например, в Албене или на Солнечном Берегу, все туристы отдыхают на большом пляже курортного комплекса. Туристы ходят в одни и те же бары, рестораны и дискотеки. Разница полученного сервиса заключается в обслуживании в номерах и ресторанах выбранного для размещения отеля, а это зависит от его звездности.
При этом у российских туристов набирает популярность отдых в отелях высокого уровня, принадлежащих к таким международным сетям, как Iberostar, Sol, Hilton, Barcelo, а также болгарским брендам Flamingo Grand (Албена) и в курортных комплексах Ривьера и Дюни, рассказала представитель БЭ. «Конечно, это дорогая Болгария, и цена в таких отелях на 15–20% выше, чем в среднем по курортам, – говорит Елена Маркелова. – Но это не так дорого, если посмотреть аналоги в других странах в тот же период. Мы работаем с Черногорией, и я могу квалифицированно сравнить качество отелей. Разница между хорошей черногорской «пятеркой» с пляжем без all inclusive и болгарской с all inclusive может достигать 25%». Отели премиум класса в Болгарии выкупаются очень быстро, на 70% от номерного фонда на раннем бронировании. Их часто бронируют для длительного отдыха с детьми или непродолжительного отдыха в одноместных номерах.
Горы и воды
На территории страны находится более 520 термальных источников, которые превращают Болгарию в один из SPA-, велнес- и бальнеологических центров Европы, отметил собеседник РБК daily в Минэкономики Болгарии. Интерес россиян к бальнеологии в Болгарии заметно растет, говорит Майя Ломидзе. «Пока нет статистики, сколько туристов из общего потока из России выбирают именно такой вид отдыха, но, по оценкам туроператоров, это очень активно растущий сегмент».
На четыре месяца в году туристы уходят в горы, которые занимают треть территории страны. Там есть чем заняться: в трех крупнейших горных массивах – Рила, Пирин и Родопы – находятся горнолыжные курорты Боровец, Банско и Пампорово. Зима в Болгарии приходит в декабре, а длится лыжный сезон обычно до апреля.
Спрос на эти курорты растет, и по темпам развития зимнего туризма в Европе Болгария вышла на четвертое место, сообщили в министерстве. В прошлом зимнем сезоне Болгарию посетили более 1 млн туристов. У россиян, правда, катание на горных лыжах в этих местах пока не очень популярно. «Зимняя Болгария пока недостаточно раскручена, хотя и много лет присутствует на рынке, – говорит г-жа Ломидзе. – В том числе и потому, что стоимость зимнего отдыха довольно высока. Если не брать новогодние праздники, средняя стоимость пакета составляет около 1000 евро. А всего лишь за 1100 евро можно поехать в Альпы».
Источник: РБК daily