Режиссер Алекс ван Вармердам: «Сначала я хотел быть девочкой»
В российский прокат выходит «Возмутитель спокойствия» Алекса ван Вармердама. Это первый из всех фильмов заслуженного 60-летнего голландца, отобранный в Каннский конкурс (лучше поздно, чем никогда), кошмар о странном существе, Камиле Боргмане, жившем в норе, однажды проникшем в дом благополучной европейской семьи и подчинившем всех своей воле. Не то сатира, не то фильм ужасов, не то притча, в любом случае — фантастическое зрелище, от которого сложно оторваться. АЛЕКС ВАН ВАРМЕРДАМ ответил на вопросы корреспондента РБК daily МАРИНЫ ЛАТЫШЕВОЙ.
— Я где-то читала, что вы с пяти лет хотели быть художником. Учитывая законченную Академию дизайна и периодические выставки, детская мечта реализована. Но неужели вы были так последовательны? То есть вы хотели быть художником в пять, в десять, в 15 лет?
— Ну, с пяти лет — это все же преувеличение. Я думаю, мне было семь. Сначала я хотел быть девочкой. Потом миссионером в Африке. А уж затем — художником. Не помню, чтобы это была полноценная мечта. Но это было то, чем мне хотелось заниматься. Я до сих пор рисую, не только бесплатно и для себя. Но занимаюсь сценографией, дизайном фильмов, постеров и так далее. У меня была большая ретроспективная выставка — дизайн, раскадровки, картины, отрывки из фильмов, анимация — в Stedelijk Museum в Схидаме.
— Вы работаете вместе с семьей, женой-актрисой и кастинг-директором, братьями — продюсером и композитором. Не ругаетесь?
— Иногда ссоримся. Но в последние годы уже все реже и реже. Мы доверяем друг другу, это самое главное.
— Не удивлюсь, если и съемки проводились у кого-то из близких. Кстати, дом в «Возмутителе спокойствия» великолепен!
— О, нет. Жилище героев сделали специально для фильма, большой дом, целиком из дерева. Знаете, это была история. Я изготовил макет здания и сада, затем над проектом работал арт-директор. И когда закончился последний съемочный день, все разрушили. Дом ведь был выстроен на частной территории, неподалеку от Харлема, в месте под названием Vogelenzang (дословно это значит «пение птиц»), совсем рядом с дюнами и Северным морем.
— Как вы нашли Яна Бейвута, сыгравшего главную роль?
— Я знал его уже какое-то время, видел в других фильмах. Но Аннет, моя жена, которая на проекте была кастинг-директором, упомянула о нем уже после того, как мы посмотрели других актеров. Во время первой же пробы я понял, что Бейвут — это то, что мне надо, мы нашли нашего Боргмана. Он очень хрупкий, очень светлый и тонкий человек. И очень хороший актер.
— Вас не раздражает, что все спрашивают: кто же такой Боргман? И, кстати, я тоже спрошу: кто он?
— Я хотел сделать загадочный фильм. Все объясняется цитатой в самом начале: «И спустились они на землю, чтобы укрепить свои ряды». Фильм именно об этом. Видимо, некоторым зрителям недостаточно. В популярном кино все объясняется, раскладывается по полочкам, и многие уже привыкли к этой системе.
— Очевидная связь с христианством?
— Я вырос в католичестве. И пусть больше не верю в бога, но в художественном смысле католическое воспитание оказало на меня естественное влияние. Без него никогда бы не получилось снять такие фильмы, как «Возмутитель спокойствия» или «Северяне».
— Вас часто сравнивают с Луисом Бунюэлем. Его творчество действительно повлияло на вас? Какое кино вы любите и смотрите?
— Что мне больше всего нравится в Бунюэле, так это его способ мышления, то, как он думает, говорит о своих фильмах, обо всем! Можно почитать об этом в его биографии «Мой последний вздох». Я люблю фильмы Бунюэля. Еще люблю «Психо» и «Дурную славу» Хичкока, «Избавление» Джона Бурмена, творчество Жан-Пьера Мельвиля, Лорела и Харди и Феллини, «Французский связной» и «Хороший, плохой, злой». Да много чего еще. Вот совсем недавно посмотрел фильм «Звери дикого Юга», который мне очень понравился. Я люблю разное кино, и абсолютно что угодно может пробудить мой интерес: хорошее название, актер, сильная история, даже качественно сделанный сайт проекта. Главное, чтобы это была не романтическая комедия и не жизнеутверждающее кино.Источник: РБК daily