Рекламное место сдается бесплатно
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) значительно упростил жизнь финансовых директоров рекламных агентств. В информационном письме ВАС (имеет статус рекомендаций для нижестоящих судов) его председатель Антон Иванов с коллегами по президиуму признали за рекламщиками право не платить единый налог на вмененный доход (ЕНВД) с рекламы самих себя.
За абсолютно пустые рекламные щиты налоговики не требовали уплаты ЕНВД и раньше, но те редко простаивают. В отсутствие рекламодателей операторы наружной рекламы стремятся обратить внимание потенциальных клиентов на свободные конструкции. Как правило, для этого они размещают на билбордах зазывающий слоган и логотип с контактными данными. «Здесь могла бы быть ваша реклама. Рекламное агентство N» — такие щиты встречаются вдоль дорог довольно часто, особенно во времена кризисов и затишья на рынке, когда рекламодатели урезают бюджеты на «наружку».
Для применяющих ЕНВД владельцев рекламных конструкций такие билборды не только не приносят дохода, но и создают серьезное налоговое бремя. До сих пор налоговики рассматривали пустующие щиты с информацией об их владельцах как рекламу и требовали заплатить налог. То, что такие конструкции не приносили доход, инспекторов не интересовало. Несогласные с этим мнением налогоплательщики попадали на взыскания и штрафы, согласные же были вынуждены дополнительно начислять ЕНВД.
Ситуация не была бы столь драматичной, если бы не кризис 2008—2009 годов. Из-за повсеместного урезания рекламных бюджетов у некоторых операторов «наружки» до трети рекламных площадей стало пустовать. Платить с них налоги стало накладно. Многие вернулись к классической системе налогообложения, когда необходимо отдельно рассчитывать налог на прибыль, налог на имущество и НДС — вместо одного ЕНВД. Самые стойкие и принципиальные пошли в суд.
По словам Андрея Панфилова, руководителя отдела налоговой практики юридической фирмы Sameta, позиция налоговой инспекции исходит из узкого трактования названия налога. В нем используется термин «вмененный доход», то есть доход не реально полученный, а потенциально возможный. При этом подобное толкование ранее поддерживал сам ВАС, указывая, что приостановление предпринимательской деятельности не освобождает от уплаты ЕНВД в период перерыва как раз из-за того, что налог вмененный.
Сложившаяся в результате судебных разбирательств арбитражная практика вставала на сторону налогоплательщиков. Обычно судьи признавали размещение рекламными агентствами собственной рекламы не попадающим под действие ЕНВД. И даже Минфин с ФНС в таких случаях высказывались в пользу рекламщиков. Однако этого было недостаточно, чтобы переубедить инспекторов на местах.
Теперь президиум ВАС, изучив судебную практику, однозначно заступился за рекламные агентства. Отныне они могут не учитывать для расчета ЕНВД площади, занятые информацией о самих себе. По мнению ВАС, размещение собственной рекламы не является предпринимательской деятельностью, а значит, не должно облагаться налогом.
Позиция ВАС выглядит логичнее, чем позиция инспекторов, констатирует Андрей Панфилов. «Имущество не используется для предпринимательской деятельности, не участвует в расчете налога, это однозначно снимет проблему с налоговиками», — считает он.
Юристы рекламных агентств активно обсуждают письмо ВАС и рассматривают возможность вернуться к ЕНВД, рассказывает РБК daily глава юридического отдела крупного оператора наружной рекламы. Рекламистам такая форма налогообложения кажется более прозрачной и позволяет существенно сократить расходы не столько на уплату самих налогов, сколько на бухгалтерское администрирование.Источник: РБК daily