Раритетные Ferrari приносят инвесторам больший доход, чем вложения в искусство

Инвестиции в рынок искусства стали самыми невыгодными в люксовом сегменте в 2013 году, свидетельствует доклад Knight Frank. Отрицательная доходность по этим предметам коллекционирования составила 3%. В то же время раритетные автомобили обеспечили своим владельцам доход по итогам года в размере 28%.

Судя по громким продажам прошлого года, рынок искусства должен был расти отличными темпами. Именно в 2013 году был установлен новый рекорд на арт-рынке: с молотка аукционного дома Christie’s ушел триптих Фрэнсиса Бэкона за 142 млн долл. На этом фоне продажи очередной «Собаки из шариков» Джеффа Кунса за 58 млн долл. и маленькой скульптуры «Сигара» Пабло Пикассо за 1,1 млн долл. спровоцировали заголовки в духе «На рынке искусства назрел пузырь?». Однако на деле продажи топовых художников даже не смогли вывести рынок в «зеленую зону» — по итогам 2013 года индекс Art Market Research, куда входят предметы Старых мастеров, художников XIX века, импрессионистов, модернистов и современных художников, упал на 3%.

По данным Knight Frank, предметы искусства остаются самым популярным объектом коллекционирования среди богачей. Согласно опросу, 44% людей с состоянием свыше 30 млн долл. покупают предметы искусства (следом по популярности идут коллекционные вина и раритетные часы). Хотя 60% утверждают, что покупают картины просто ради удовольствия, почти четверть признаются, что считают предметы искусства «безопасной гаванью» и даже хорошей инвестицией.

Во время финансового кризиса стала популярна шутка, что арт-коллекция UBS была более прибыльна, чем весь инвестиционный бизнес банка. Тогда же многие поверили, что картины могут не только радовать глаз, но и обеспечивать хорошую доходность. Однако по большому счету это заявление можно отнести только к «суперголубым фишкам», а именно самым продаваемым за последние пять лет художникам вроде Фрэнсиса Бэкона, Энди Уорхола, Пабло Пикассо, Клода Моне, Альберто Джакометти или Герхарда Рихтера.

Эксперты предупреждают, что в целом рынок искусства имеет много отрицательных особенностей, которые делают сомнительными инвестиции в арт-объекты. Дело в том, что арт-рынок отличается малой ликвидностью: по данным Artnet, в 2012 году было продано 1,8 млн работ против 1,5 млн сделок, ежедневно совершаемых на Лондонской фондовой бирже. Кроме того, ценообразование вызывает множество вопросов: по данным The Financial Times, раскрывается стоимость только половины проданных работ. В связи с малой прозрачностью рынка прогнозировать доходность объектов крайне трудно. А значит, мало какой банк выдаст кредит на покупку картины художника средней руки.

На этом фоне выделяется рынок винтажных автомобилей, владельцы которых могут не просто сберечь средства, но и существенно их приумножить. Доходность по итогам 2013 года составила 28%, а за десять лет — 456%. Самой крупной сделкой прошлого года стала продажа Ferrari 275 GTB/4 NART Spider 1967 года, которая в августе ушла на аукционе в Монтерее за 27,5 млн долл. Эксперты отмечают, что у итальянской марки Ferrari самая хорошая динамика: в среднем коллекционные модели дорожают на 10—20% ежегодно.

Примечательно, что мебель стала единственным рынком коллекционных люксовых объектов, который по итогам десяти лет продемонстрировал отрицательную доходность (-19%). «Ключевые объекты XX века растут в цене. Но в целом богачи все чаще предпочитают небольшие дома, а значит, спрос на традиционную английскую и французскую антикварную мебель падает», — отметил Уилл Ричардс, заместитель председателя совета директоров дома Bloomsbury Auctions. Но, по его словам, отрицательная динамика может прерваться благодаря молодым китайским миллионерам, которым пришлись по вкусу английские мебельные гарнитуры XIX века.Источник: РБК daily

6 комментариев

Добавить комментарий