Политики и эксперты о Послании Путина Федеральному собранию
Владимир Путин огласил юбилейное Послание Федеральному собранию. РБК daily поговорила об отдельных пунктах Послания с политиками и экономистами.
Дмитрий Орлов, член высшего совета «Единой России» о реформе местного самоуправления и экономических тезисах
В Послании было два содержательных стержня. Это местное самоуправление и стимулирование экономического роста. Это очевидные ответы президента на запросы общества. Реформа местного самоуправления понимается в контексте шаговой доступности власти для граждан. Когда он говорил о земстве, он имел в виду, что общественность в широком смысле, органы местного самоуправления самого низового уровня будут работать солидарно. Что касается экономического роста, тут огромное количество задач, сливающихся в одну цель: и деофшоризация, и облегчение налогообложения и регулирования мелкого бизнеса, и много чего еще. Все это — в консервативных ценностных рамках. К счастью, Послание не было ни демагогическим, ни агрессивным в отношении какой-либо группы. Было время, когда негативная повестка влияла довольно серьезно, сейчас заявлена откровенно позитивная повестка.
Николай Остарков, вице-президент «Деловой России» о предложении «создать единый федеральный портал, на котором каждая проверка [бизнеса госструктурами] будет иметь индивидуальный номер», «сразу будет видно, кто ее инициировал, в отношении кого она проводилась, какие мотивы были у проверяющего органа»
Мы это предлагали три года назад — создать единый реестр проверок, и станет ясно, кто и на какие предприятия любит ходить с проверками. Очень эффективная и полезная мера.
Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система» о признании, что «основные причины замедления [темпов роста ВВП] носят не внешний, а внутренний характер»
Государству необходимо понять, как создавать условия для бизнеса и экономического развития. За последние годы были предложены и хорошие (электронные госуслуги, реформа Росреестра) изменения, и не очень удачные. Например, пенсионная реформа в ее нынешнем виде. Очень многие позитивные изменения экономические агенты просто не замечают, из-за того что предпочитают руководствоваться неформальными правилами ведения бизнеса. Необходимо менять колоссальный пласт элементов поведения.
Еще год назад власть говорила только про внешние факторы воздействия на рост ВВП, но как только внешняя среда стала менее комфортной (ухудшаются макроэкономические показатели, начинают говорить про возможное падение цен на нефть, проседает спрос на металлы), показатели экономического развития начали резко ухудшаться.
Мы острее многих экономик реагируем на внешние изменения в силу внутренней слабости (ручное управление характерно и для бизнеса, и для государства, неэффективность неформальных институтов). Скоро начнется рецессия. Радует, что власть осознает этот момент, но я не вижу действий, адекватных этому пониманию.
Владислав Онищенко, первый заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве о предложении использовать «систему государственных закупок, инвестиционные программы госкомпаний» для формирования внутреннего спроса на высокие технологии
Финансировать высокие технологии инвестиционными программами госкомпаний реально, если понимать под высокими технологиями не только Интернет, но и инженерные, биотехногологии, медицину, транспорт и т.д. Госкомпании реализуют спрос на технологические разработки, но по многим направлениям, где наши позиции были изначально слабые, выгодно реализовывать иностранные разработки. Чтобы перебороть эту тенденцию, необходимо сотрудничество с иностранными разработчиками, думаю, это, а не полный отказ от иностранных разработок, имел в виду президент. Государство может заставить тратить деньги на потенциально важные разработки, главный вопрос в выборе успешных проектов, формировании правильного спроса. Это требует развития экспертизы со стороны покупателей госкорпораций, долгосрочного планирования, а это не самая сильная сторона в госуправлении. Уже на базе развития технологий благодаря внутреннему спросу можно задуматься и об экспорте технологий.
Игорь Слюняев, министр регионального развития о создании Российского инвестиционного агентства
«Сердцевиной работы» органов власти назван устойчивый экономический рост. Президент подчеркнул, что основные причины замедления нашей экономики носят не внешний, а внутренний характер. Исходя из этого, предстоит мобилизовать внутренние возможности регионов страны по обеспечению деловой активности, развить инвестиционную привлекательность субъектов Федерации и муниципалитетов.
Отсюда идея двухлетних налоговых каникул для новых малых предприятий, возможность возврата в регион через межбюджетные трансферты средств, вложенных в технопарки и бизнес-инкубаторы. На это же нацелена поставленная президентом задача — к 2015 году сформировать нормативно-правовую базу для благоприятного ведения бизнеса и уже со следующего года запустить национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России.
В русле этих задач находится инициатива Министерства регионального развития по созданию Российского инвестиционного агентства, которому предложен бренд «Инвестируйте в Россию!». Призыв адресован не только иностранным инвесторам, но и отечественному капиталу, который при благоприятной бизнес-среде и патриотичном внутреннем настрое не будет вытекать за границу, а должен оставаться в российских регионах, обеспечивая дальнейший рост региональных экономик.
Вячеслав Бахмин, член Московской Хельсинкской группы о законе об общественном контроле
Владимир Владимирович как можно быстрее хочет принять закон об общественном контроле. Он надеется на такую его версию, которая не будет слишком обременительной. Насколько я знаю, то, что есть в качестве драфта такого закона, довольно рамочно устанавливает некие понятия и механизмы, но не сильно конкретно. Наверное, в таком виде закон об общественном контроле устраивает. И важен не сам закон, а его правоприменение. Мы видим, что в реальный контрольный механизм — общественные наблюдательные комиссии, занимающиеся местами лишения свободы, — нагнали людей, работающих на стороне правоохранителей. Ситуация с Общественной палатой напоминает басню Крылова «Квартет». Попытка менять композицию — попытка вдохнуть новую жизнь в не очень эффективную структуру. Там есть вполне приличные люди, пытающиеся что-то сделать, но она сильно зависима от властей. От нее иногда бывает шум, она начинает принимать какие-то постановления, что жутко раздражает. Введение туда еще каких-то профессиональных союзов раздергает саму палату на группы интересов и сделает еще более неработоспособной.
Геннадий Гудков, оппозиционный политик об обещаниях Путина
Путин всегда говорит хорошие слова, многое из того, что он сказал, содержалось и в моей программе кандидата в губернаторы: по социальным темам, градостроительным вопросам. Понятно, что надо развивать Сибирь и Дальний Восток… Я невнимательно слушал… Ведь за этим ничего не следует! Деофшоризация экономики? Путин хочет сказать, что все его окружение, погрязшее в казнокрадстве, изменится по мановению волшебной палочки? Все понимают, что нужно поставить галочку, сказать правильные слова, попугать кого-то. Мне кажется, Путин сам устал от этих посланий. Косметическая правка Конституции? Конституционная реформа нужна! Стыдно уже говорить, что мы живем в стране, где все определяет один человек. Отмены выборов мэров не произошло — тогда Россия должна была бы признать, что международные обязательства она выполняет в зависимости от конъюнктуры. Это связано с выполнением конвенции по местному самоуправлению. Я не верю, что это может быть. Наверное, кто-то где-то это обсуждал, раз прошел слух, но принятие такого решения — все равно что выход из договора по ПРО.Источник: РБК daily