Пока автоконцерны ждут обвала рынка, продажи подержанных машин только растут

АвтоВАЗ ждет падения рынка легковых автомобилей на 10—20% в 2014 году. Пока автопроизводители жалуются на падение продаж, рынок подержанных автомобилей стабильно растет: за четыре месяца этого года он прибавил 16,4%.

Новые падают

Авторынок в России может упасть на 10—20% по итогам года, считает президент АвтоВАЗа Бу Андерсон.

«Это значит, что мы (АвтоВАЗ. — РБК) упадем на 15%, это означает, что нам надо снижать темпы производства, и мы это делаем. Это сложно, но мы переживем этот момент», — заявил он вчера в интервью ИТАР-ТАСС. Несмотря на это, компания рассчитывает получить по итогам 2014 года прибыль благодаря оптимизации производства, сказал Андерсон.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей за январь—апрель 2014 года упали на 4%, до 829 тыс., причем в апреле падение ускорилось и составило 8%, сообщала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). После короткого периода восстановления рынок снова сокращается, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится, говорил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Этот прогноз довольно консервативен, считает аналитик PWC Сергей Литвиненко. Его компания пока не видит оснований для изменения своего прогноза — минус 8%. Второй квартал будет особенно тяжелым, добавляет Литвиненко. Он считает, что АвтоВАЗ упадет ниже рынка. АвтоВАЗ более консервативно подходит к прогнозам, чтоб не вызывать у инвесторов завышенных ожиданий, считает Литвиненко. По его собственным прогнозам, компания может потерять меньше 15% в этом году.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов также не видит предпосылок для 20-процентного падения рынка. На операционном уровне АвтоВАЗ может выйти на безубыточность, предполагает аналитик. На уровне чистой прибыли компания останется в минусе, хотя и сократит его за счет оптимизации производства и контрактной сборки автомобилей альянса Renault-Nissan, считает Беспалов.

Старые растут

Пока автопроизводители жаловались на сложные времена, продажи подержанных автомобилей в России за январь—апрель 2014 года выросли на 16,4% по сравнению с январем—апрелем 2013 года, до 1,9 млн штук, подсчитало аналитическое агентство «Автостат».

Этот рынок уверенно рос в последние годы, прибавляя в год по 14—19%, лишь в 2013 году рост замедлился до 3,6%, продажи составили 5,75 млн. Причиной такого замедления роста исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов называет изменение правил регистрации автомобилей в ГИБДД.

Столь заметное различие в динамике рынков новых и подержанных машин Удалов объясняет несколькими причинами. Прежде всего на вторичном рынке появились модели «бюджетного» сегмента, представленные производителями в последние годы, — Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Logan, Vokswagen Polo. Многие покупатели, чувствуя ухудшение макроэкономической ситуации, не решаются тратиться на новую машину, а покупают подержанную с достаточным уровнем комфорта и по приемлемой цене. Кроме того, сейчас на вторичный рынок выходят автомобили, купленные на пике рынка в 2008 году, и к этому объему добавляются машины, которые имеют не первого хозяина, отмечает Удалов.

Но в целом покупатели подержанных машин предпочитают Lada. В топ-10 самых продаваемых моделей за 2009—2012 годы не попало ни одной иномарки, и Lada еще долго будут лидерами вторичного рынка, говорят в агентстве. В «десятке» за прошлый год появились два автомобиля зарубежных брендов — Toyota Corolla и Ford Focus. По популярности они занимают пятую и восьмую строчку соответственно.

Доля продаж подержанных машин через официальные дилерские центры пока еще незначительна по сравнению с продажами «из рук в руки», говорит руководитель управления бизнеса группы компаний «Автомир» Алексей Пономарев. По его словам, на рынок повлияла ситуация на валютном рынке в начале года, когда покупать подержанные автомобили стали те, кто испугался девальвации и пытался сберечь свои накопления.

«Автомир» увеличил продажи подержанных машин за первые четыре месяца 2014 года на 22,5%, до 4318 автомобилей, а в целом по году планирует 15-процентный рост продаж. Развитие вторичного рынка может происходить за счет trade-in, роста количества сделок по выкупу и обмену автомобильных парков корпоративных клиентов и лизинговых компаний, говорит Пономарев.

Компания Bluefish (подразделение крупнейшего российского автодилера «Рольф», специализирующегося на подержанных машинах) за четыре месяца 2014 года увеличила продажи на 38,8%, до 6577 машин. Bluefish хочет сократить долю машин, получаемых в результате trade-in, с нынешних 60—70% до 40%. Когда закупка подержанных машин привязана к продаже новых, вместе с рынком новых машин сокращается и рынок подержанных, рассказывает руководитель Bluefish Алексей Баринов.

Генеральный директор «Независимость-INTRADE» Мартин Эмес ждет дальнейшего роста рынка автомобилей с пробегом в течение ближайших пяти лет. Их продажа через дилерские центры тоже растет, и маржинальность этого бизнеса выше по сравнению с новыми автомобилями, говорит он. «Независимость» за четыре месяца этого года увеличила продажи на 5%, до 1,7 тыс. подержанных машин. «На некоторых западных рынках дилерами реализуется до 55% от всего объема подержанных автомобилей. В России эта доля за год возросла существенно — некоторые эксперты считают, что она составляет уже 18%. Это далеко не предел, потенциал роста в этом сегменте есть», — говорит Эмес. Он ждет, что по итогам 2014 года доля продаж автомобилей с пробегом через дилеров может достичь 20—22%, а наибольший рост объемов продаж продемонстрируют иномарки представительского класса в возрасте до пяти лет.

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий