Под удар попали российские банки, нефтяники и производители оружия
Официальный журнал Евросоюза в четверг вечером обнародовал секторальные санкции против России. Под них попали Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и Россельхозбанк, подконтрольные государству.
Ограничения для банков
Гражданам и компаниям Евросоюза запрещено покупать или продавать новые акции, облигации или «подобные финансовые инструменты» со сроком обращения более 90 дней, выпущенные банками из списка после 1 августа 2014 года. Ограничения распространяются на ценные бумаги их «дочек» и тех, кто действует от их имени, за исключением филиалов, зарегистрированных в ЕС.
Это относится прежде всего к австрийским «дочкам» Сбербанка и ВТБ — Sberbank Europe и VTB Bank (Austria). VTB Bank Austria включает в себя подразделения в Германии (VTB Bank Deutschland) и Франции (VTB Bank France). Sberbank Europe управляет сетью из девяти дочерних банков в восьми странах Центральной и Восточной Европы. Исключения для европейских «дочек» не означают, что они смогут привлекать средства для материнских компаний, подчеркивает Reuters.
Запрет касается ценных бумаг, которые могут передаваться от одного участника рынка другому (transferable securities), то есть акций, депозитарных расписок, облигаций, и инструментов денежного рынка (векселя, депозитные сертификаты, коммерческие бумаги). Но в списке нет банковских кредитов, из чего следует, что российские госбанки смогут привлекать займы от европейских банков, в том числе синдицированные кредиты. Не ограничены и возможности по привлечению европейских вкладов, межбанковские депозитные операции, платежные услуги.
Аналогичные секторальные санкции США, которые затронули ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и Россельхозбанк, но не Сбербанк, шире, чем у ЕС: российские банки лишились доступа не только к американским вложениям в акции и облигации, но и к кредитам от банков США.
Нефть и оружие
Евросоюз также вводит режим лицензирования экспорта в Россию товаров и технологий для нефтяной отрасли. Список таких товаров, которые не могут быть поставлены в Россию без предварительного разрешения европейских властей, приведен в приложении к закону о секторальных санкциях. Это товары под 30 кодами Комбинированной номенклатуры ЕС, среди которых различные типы линейных труб для нефте- и газопроводов, буровые трубы, алмазные буровые долота, плавучие и подводные буровые платформы. Сам по себе экспорт этих статей в Россию не запрещен, но власти ЕС могут отказать в их поставке, если у них будут «разумные основания» полагать, что эти товары будут использованы в проектах, связанных с глубоководной разведкой и добычей нефти, освоением нефтяных месторождений арктического шельфа или добычей сланцевой нефти.
Опубликованные санкции касаются и запрета на поставки вооружений, военного оборудования и товаров двойного назначения. При этом на контракты, заключенные до 1 августа, санкции распространятся не будут. Это значит, что поставка корабля-вертолетоносца «Мистраль», уже построенного Францией и оплаченного Россией, будет исполнена. Что касается товаров двойного назначения, то их поставка запрещена «для военных целей или в интересах военных конечных пользователей». «Этот запрет не должен влиять на экспорт товаров и технологий двойного назначения и технологий, в том числе для авиационной и для космической промышленности, для невоенного использования и/или для невоенных конечных пользователей», — говорится в документе.
В документе также идет речь о запрете финансирования и оказании любой финансовой помощи, имеющей отношение к военным действиям. Речь идет о грантах, кредитах, а также страховании любых сделок по продажам, поставкам и экспорту оружия и связанного с ним военного оборудования, а также технической помощи и услуг в этой сфере.
При этом в документе оговаривается, что компании, «не знающие, что их деятельность нарушает запретительные меры Евросоюза» против России, будут освобождены от любой ответственности.
Обнародованные санкции вступают в силу с 1 августа 2014 года.
Мнение банкиров
Аналитики, опрошенные РБК, считают, что Сбербанк защищен от санкций лучше, чем какой бы то ни было другой российский банк. «У Сбербанка самая сильная база фондирования среди российских банков, опорой которой служат депозиты физических и юридических лиц. Плюс есть очень высокая лояльность клиентов», — говорит ведущий кредитный аналитик S&P Ирина Велиева.
Газпромбанк заявил, что введенные санкции не нарушат финансовую устойчивость и стабильную работу банка. «Указанные санкции практически аналогичны тем, что были ранее введены Соединенными Штатами, и предусматривают лишь ограничения на доступ европейских инвесторов к новым долгосрочным (свыше 90 дней) долговым инструментам банка. Газпромбанк в этих условиях продолжает полностью выполнять свои обязательства перед инвесторами, вкладчиками и кредиторами», — говорится в сообщении Газпромбанка.
«ВТБ негативно оценивает решение европейских властей, ограничивающее доступ к рынкам капитала. Такие действия противоречат демократическим ценностям европейцев, которые пошли на поводу у своих заокеанских старших товарищей вопреки собственным интересам», — говорится в комментарии ВТБ.
По мнению кредитной организации, принятые решения «дискриминируют не только ВТБ, но и международных инвесторов». «Фактически европейские власти присвоили себе право решать за них, куда им вкладывать собственные средства», — говорится в сообщении. ВТБ заверяет, что, несмотря на санкции, банк и его дочерние компании «продолжат работу в прежнем режиме, выполняя все обязательства перед своими инвесторами и акционерами и поддерживая высокое качество обслуживания наших клиентов».
Иван Ткачев,
Наталья СтаростинаИсточник: РБК daily