Перезагрузка «Суперджета»: почему самолет «Сухого» приносит одни убытки
Россия давно выпускает конкурентоспособную на мировом рынке технологическую продукцию: в прошлом году ее было продано на $15 млрд. Это вооружения, по их экспорту наша страна занимает второе место в мире после США.
Большую часть оружейного экспорта составила авиатехника, а крупнейшим ее производителем в России является компания «Сухой», занявшая первое место в новом рейтинге технологических компаний РБК. Логично, что именно «Сухой» добился права построить гражданский самолет, который был бы популярен на мировом рынке так же, как его истребители и бомбардировщики. Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) был построен и взлетел, но с продажами не заладилось, и это привело к отставке идеолога и основателя проекта Михаила Погосяна. Надежда забрезжила там, где Россия в последнее время часто старается ее найти, — в Китае.
Обнуление затрат
Стоимость проекта разработки SSJ-100 составила около $2 млрд — эту цифру Погосян называл в интервью газете «Ведомости» в 2013 году, ее же подтвердил журналу РБК Евгений Андрачников, старший вице-президент по продажам компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), созданной для реализации проекта. На июнь 2014 года чистый долг ГСС составлял $2,64 млрд. Крупнейшие кредиторы — госбанки ВЭБ, Сбербанк и др., и это спасало компанию, поскольку она уже несколько раз нарушала ковенанты по выданным кредитам и кредиторы могли подать на банкротство.
В итоге государству, основному акционеру ГСС, эта ситуация надоела: в начале 2015-го Михаил Погосян был отправлен в отставку с поста президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). После отставки он занял должность генерального конструктора ОАК. Общаться с журналом РБК Погосян отказался. ОАК была создана в 2006-м, она объединила крупнейшие авиастроительные мощности России, в том числе «Сухой» и ГСС. Погосян возглавил ОАК в 2011 году. Еще в декабре 2014-го два источника РБК в авиастроительной отрасли рассказывали, что претензии к Погосяну связаны с SSJ-100.
В марте президент Владимир Путин заявил, что ОАК получит из бюджета 100 млрд руб. на «докапитализацию». Большая часть этих средств будет направлена на реструктуризацию долга ГСС, которой даже рост продаж не помогал выйти из убытков. В 2014-м выручка компании выросла на 54%, до 23,3 млрд руб., но чистый убыток увеличился с 7,8 млрд руб. в 2013-м до 8,59 млрд. Накопленные убытки ГСС на 31 декабря 2014 года составили 34,8 млрд руб. (26,2 млрд руб. годом ранее).
«Президент оказал поддержку проекту через снятие долговой нагрузки с ГСС, которая «давила» и на себестоимость самолетов, и на жизнедеятельность компании, — заявил журналу РБК Евгений Андрачников. — Теперь каждый самолет должен приносить прибыль, начиная со следующего года мы будем продавать 30–35 самолетов в год». В 2011-м ГСС произвел четыре SSJ-100, в 2014-м — уже 41. Но покупателям в 2014-м было поставлено всего 27 самолетов, на пять больше, чем годом раньше.
Источник: РБК daily