Откуда у бабочек крылья: коллекция Дэмиена Херста в Мультимедиа Арт Музее

Выставка «Свобода не гениальность» показывает лишь малую часть внушительной коллекции произведений искусства одного из самых прославленных, богатых и эпатажных авторов нашего времени. Сама директор МАММ Ольга Свиблова рассказывает, что мечтала показать это собрание с 2006 года, когда впервые увидела его в культовой лондонской Serpentine Gallery. Выставка проходит при поддержке Росбанка, Renault и Panasonic.

Свою коллекцию автор маринованных акул и овечек, мумифицированных бабочек и рассыпающихся по белым холстам цветных кружков, произведенных, кажется, уже в промышленных количествах, начал собирать еще в 1980-х. Времени его первого кураторского опыта с вошедшей в историю искусства выставкой Freeze и становления новой генерации британских художников, названных впослед­ствии Young British Artists. «Я собираю то, что мне действительно нравится», — говорит Херст. И судя по отобранным кураторами для Москвы произведениям, это действительно так.

Первыми работами в коллекции оказались произведения его друзей и соратников — Сары Лукас, Трейси Эмин, Майкла Джу, Энгуса Фэйрхерста и многих других. Одни он обменивал на собственные объекты, другие покупал, поддерживая менее успешных коллег. Со временем, как признается сам художник, его охватил и коллекционерский азарт, а с увеличением собственного благосостояния (в 2008-м выручка Sotheby’s на торгах, посвященных исключительно Херсту, составила более 220 млн долл.) увеличились и возможности. Так, он оказался владельцем нескольких шедевров самых дорогих художников XXI века — Пабло Пикассо, Френсиса Бэкона, Альберто Джакометти и Энди Уорхола (все они в разной степени представлены и на московской выставке), а в 2003 году выкупил дюжину соб­ственных инсталляций у своего бывшего покровителя Чарльза Саатчи за 12 млн фунтов.

В собрании не только картины, коллажи, скульптуры и инсталляции, близкие ему по духу. Здесь то, что вдохновляло и вдохновляет его на собственное творчество; то, о чем самый ироничный автор современности, соединяющий в своих работах бессловесный концептуализм и поп-арт, думает и размышляет не один десяток лет — жизни, смерти, земной миссии человека, свободе, социальном равенстве…

Особое место на выставке, конечно, отведено теме смерти, которой Херст посвятил немало своих произведений. Недаром всю коллекцию он назвал Murderme («Убейменя»). «Очень много вещей в коллекции связаны со смертью, поэтому они достаточно темные. Темные, но беззаботные. Знаете, будто смеются смерти в лицо», — комментирует художник. Здесь композиции из чучел животных безвестных таксидермистов и современных художников во главе с жутковатой «Счастливой семьей» Уолтера Поттера, собравшего в стеклянном «доме» чучела враждующих в природе животных и птиц, соседствуют с «Черепом клоуна» Вика Мюниса, «Натюрмортом с черепом» Пикассо и бронзовыми скульптурными скелетами XVII—XVIII веков.

Гастроли собрания Херста предваряют и два других крупных события следующего года: культурные сезоны Великобритании в России, включающие персональные выставки Бэнкси и Френсиса Бэкона в Москве, и открытие частного музея на основе собрания художника в Лондоне. Последний займет целую улочку из пяти домов Ньюпорт-стрит на юге и должен открыться уже в середине будущего года.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий