От винтажа до космоса: Верушка и Лиля Брик в Мультимедиа Арт музее
Две из них — «Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие» и фотографии из календаря Pirelli этого года — встречают посетителей уже в музейном фойе.
В первую включена небольшая глава из обширной биографии Лили Брик, главной русской femme fatale, режиссера, музы и подруги Владимира Маяковского, увековеченной в кадрах Александра Родченко. История автопробега Москва — Ленинград, задуманного эксцентричной Брик, но так и оставшегося нереализованным по причине того, что «дорога ужасна, и машина начала чихать, и вообще, одной ехать так далеко скучно и опасно», началась еще в 1928 году. На гонорар за пьесу «Клоп» Маяковский по спецуказаниям возлюбленной («лучше закрытая — conduit interiere — со всеми запасными частями, с двумя запасными колесами, сзади чемодан») за 20 тыс. франков покупает в Париже четырехместный седан Renault NN2. В январе 1929 года машина прибывает в Москву, Брик становится одной из первых автомобилисток столицы и в июне анонсирует автопробег. Снимать Лилю в начале поездки вызывается ее друг и поклонник Александр Родченко. Путь длиной в 20 верст от Москвы — с фотографиями Лили в автомобильных костюмах, позирующей на заправке и в машине; самого Родченко, накачивающего шины, и другими памятными кадрами — и стал серией, которую сами герои в воспоминаниях окрестили «несостоявшимся путешествием».
Другое удивительное путешествие — в бразильский Рио — на снимках Стива Маккарри, лауреата World Press Photo, сделанных для знаменитого календаря Pirelli. Точнее, удивительное в этом выпуске календаря, ставшего с первого выпуска в 1964-м объектом коллекционирования, — практически все. Начиная от выбора фотографа (впервые с 1960-х им стал фоторепортер) и моделей (здесь вместо привычной художественной обнаженки — беременная топ-модель Адриана Лима и бразильская актриса Соня Брага, три года назад отметившая 60-летний юбилей) до доминирующей в подписях благотворительной тематики. «Физическая красота важна, но важно еще, что движет людьми, что они делают. Мы снимали на улицах, и в календаре есть просто люди: продавцы, какая-то художница, танцоры… Это тоже важно, это жизнь», — говорит Маккарри. От роскошного тела Изабель Фонтана, одного из главных «ангелов» шоу Victoria’s Secret, фотограф оставил лишь лицо на фоне живописных трущоб и длинный список с информацией о ее участии в акциях по борьбе со СПИДом и проекте «Спасем детей». Так же он «расправился» и с другими моделями проекта, увековечив социальную ответственность как существующий тренд модной индустрии.
Третья выставка, наиболее впечатляющая и масштабная, заняла весь второй этаж музея. Здесь выставлены автопортреты и несколько костюмов из перформансов и арт-проектов легендарной Верушки, модели, изменившей в 1960—1970-е подиумно-обложечные каноны модной индустрии. Актрисы, чья карьера в кино, впрочем, остановилась на дебюте в культовом антониониевском «Фотоувеличении». И, наконец, художницы, наряду с Синди Шерман и Ли Бауэри, превратившей травести в искусство, привнеся в эпатажное направление европейскую чувственность и шик. Полсотни всевозможных образов, вылепленных Верой фон Лендорф из себя самой, — от женщины-кошки, женщины-зебры, панка и множественных Монро-Дитрих-Гарбо до инопланетянина и первого темнокожего президента США (1994 год!) — и составляют нынешнюю экспозицию в МАММ.Источник: РБК daily