От винтажа до компьютера: новые выставки в Мультимедиа Арт Музее
Закрытие выставочного сезона московский Мультимедиа Арт Музей отмечает масштабно — шестью новыми разнокалиберными экспозициями. От фотографии начала прошлого века до выставки молодых художников, собранной по следам мастер-классов именитых художников.
Одна из самых значительных — «Концентрация кадра. 1920—1940-е годы» — относится к великой истории русской фотографии и малознакомым широкому зрителю именам. Выставка посвящена Елеазару Лангману, соратнику Александра Родченко и Бориса Игнатовича по знаменитой фотогруппе «Октябрь», обвиненному за новаторские приемы в съемке советскими критиками в формализме, а сегодня причисленному к классикам.
Вокруг имени этого одесского еврея и сегодня много загадок: его архив с документами и негативами до сих пор не найден. Доподлинно неизвестна даже дата смерти Лангмана — в учебниках по фотографии она определена лишь 1940 годом. Необычайно одаренный, он учился в художественном училище, затем в политехническом институте и даже Московской консерватории. Некоторое время работал художником-графиком, играл на скрипке в оркестре, а затем, едва ли не в один день, решил стать фотографом.
В газете «Вечерняя Москва» Лангман работал в «бригаде Игнатовича», бывшего в те времена уже крупным авторитетом в фотожурналистике. Здесь выработался и его собственный, ни на кого не похожий стиль: с кадрами, снятыми наклоненной под углом камерой, и крупными портретами, сделанными фотоаппаратами, якобы не позволявшими этого делать. О своих техниках и мировоззрениях фотографа-художника, дружбе с Ильфом и Петровым и работе над культовым альманахом «СССР на стройке» Лангман рассказал в своей единственной дошедшей до нас книге «Записки фоторепортеров», вышедшей за год до его смерти. Она, его произведения и редкие дошедшие до настоящего времени документы и легли в основу сегодняшней выставки.
Имя героя другого выставочного проекта «Графика 1950—1960х», Оскара Рабина, хорошо известно не только в нашей стране, но и во всем мире: его работы более тридцати лет выставляются в музеях и галереях по обе стороны океана и продаются на крупнейших аукционах. Один из организаторов и участников легендарной «бульдозерной выставки» и, вероятно, самый известный из советских нонконформистов покинул СССР в конце 1970-х и обосновался во Франции, где живет и работает до сих пор.
Музей приурочил выставку к 85летию художника и решил показать никогда ранее не выставлявшиеся произведения — раннюю графику и картины из частных собраний Александра Кроника и лондонского Tsukanov Family Foundation. В них внимательный зритель с легкостью отметит зарождавшиеся черты уникального стиля Рабина с отсылками к «русскому поп-арту» и фирменными макабрическими лианозовскими «пейзажами». В экспозицию войдут более сорока рисунков и эскизов и четыре живописные работы.
Произведения еще одной выставки с названием в духе экзистенциального кризиса «Зачем мы ходим на выставки» были созданы группой еще совсем молодых начинающих художников, студентов различных художественных институций Москвы — ПроАрте, Школы имени Родченко, Института проблем современного искусства и других. В течение года все они участвовали в образовательной программе Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, где для них устраивались мастер-классы от известных российских художников и кураторов. Их итогом и стала выставка под кураторством самарского художника Владимира Логутова, для которой юные авторы осмысливали тему взаимоотношений произведений искусства со зрителем, музейными и галерейными залами, и работами других художников. И хотя итоговые работы получились совершенно разной степени убедительности, для 17 участников это способ заявить о себе, а для посетителей — познакомиться с новыми именами в нашем современном искусстве.Источник: РБК daily