Интервью с Джессикой Лэнг
Обладательница двух «Оскаров» ДЖЕССИКА ЛЭНГ сделала воистину головокружительную карьеру: от легкомысленной студентки, бросившей университет и сбежавшей с любовником-документалистом в Европу до голливудской дивы, снимавшейся едва ли не у всех великих режиссеров XX века — от Рэфелсона и Поллока до Бертона и Вендерса. На проходящей в Москве Фотобиеннале 64-летняя актриса в амплуа профессионального фотографа. Перед вернисажем в Мультимедиа Арт Музее госпожа Лэнг рассказала корреспонденту РБК daily ОЛЕГУ КРАСНОВУ о своей второй, после кино, страсти.
— Когда вы начали заниматься фотографией?
— В совсем юные годы — просто потом у меня не было на нее времени. Серьезно я начала заниматься ею лишь около 15 лет назад, когда начала много путешествовать. Но фотография меня интересовала всегда: я любила многих авторов и покупала снимки. Сейчас у меня большая личная коллекция. На меня большое влияние оказали Джозеф Куделка, Анри Картье-Брессон, Мануэль Альварес Браво и многие другие.
— Вы до сих пор снимаетесь в кино. Что значит начали заниматься фотографией «серьезно»?
— Потому что раньше, по сути дела, я ею не занималась вообще — просто щелкала, как любитель, все, что видела вокруг. Я занималась театром, изучала пантомиму в Париже, потом вернулась в Нью-Йорк, совершенствовалась как актриса, снималась в кино. То есть сама не принимала свое увлечение всерьез. И лишь 15 лет назад, когда мне подарили камеру Leica, я стала использовать ее более часто и осмысленно. Хотя, должна признаться, это был очень длинный и медленный процесс. Сначала я просто фотографировала своих детей, затем начала брать камеру в поездки. Когда я снимала, у меня не было никаких воображаемых проектов в голове. Но постепенно, как сейчас, например, я стала подходить к съемкам с другой точки зрения. Когда я фотографирую, у меня появляются идеи; я понимаю, какой проект или серию из отснятого материала хочу осуществить.
— Вы до сих пор используете эту камеру?
— Да, я ее обожаю. И всегда фотографирую только на пленку! Ненавижу цифровые камеры и кадры — они оставляют меня совершенно равнодушной, сколько бы раз эти кадры не фотошопили. Я считаю, что пленке присуща определенная тактильность, есть, так сказать, чувственный момент. Потому что когда я смотрю на отпечатки с пленочных фотографий, я вижу настоящую глубину. И даже несмотря на многочисленные манипуляции с «цифрой», пленочные кадры не имеют для меня никакого веса. Меня вообще очаровывает старый подход к работе с фотографией. Сейчас я в восторге от работы с дагеротипами и много общаюсь с фотографами, которые работают в этой антикварной технике. Меня завораживает возможность их раскрашивать вручную. Я, в частности, занимаюсь фотогравюрой, и меня очень увлекает этот процесс, когда ты работаешь с негативом и медными пластинами, наполняешь их чернилами и делаешь отпечатки.
— В 2003 году вышел ваш дебютный альбом «50 фотографий». Говорят, вашей «крестной матерью» в мире фотографии была жена режиссера Вима Вендерса Доната?
— Донату я знала достаточно давно и познакомилась с ней через Вима, у которого снималась. Она была первым человеком, которому я показала свои снимки. До этого я просто делала фотографии, печатала и складывала в коробки. А тогда я вернулась с киносъемок в Нью-Йорк, встретилась с ней и показала десять своих последних работ. У Донаты есть своя фотостудия, и когда она посмотрела кадры, то предложила их распечатать в увеличенном формате. Она меня очень поддерживала, и благодаря ей у меня изменился взгляд на свои работы.
— Как в этой книге появилось предисловие легенды панк-рока Патти Смит?
— Это произошло абсолютно случайно! Мы как-то вместе отмечали День благодарения, и мой муж Сэм заметил: «Почему ты не покажешь свои фотографии Патти?» Я решила: почему нет?! Кстати, Патти тоже была одной из первых, кто увидел мои работы. Она присела на диван и долго их рассматривала. Спустя пару лет, когда издательство powerHouse предложило мне издать книгу и спросили, кто мог бы написать вступительную статью, я вспомнила тот случай и близкую моему собственному восприятию реакцию Патти. И когда я позвонила ей с таким предложением, она ответила: «Ты знаешь, я всегда хотела о них написать».
— Кто внутри вас перевешивает — фотограф или актриса?
— О, это постоянная борьба! (смеется) Когда я играю какую-то роль, героиню — мне все это понятно. Я столько лет этим занимаюсь. И тогда чаша весов перевешивает в сторону актерского мастерства. Но когда приезжаю в любимую Мексику и вижу памятники майя, удивительных людей, горы Чиапаса и многое другое и у меня есть возможность все это задокументировать — вот тогда во мне просыпается фотограф.
— Не так давно вы выпустили детскую книжку-фотоисторию «Все о маленькой птичке». Как родился этот проект?
— Все началось с невинного увлечения: мне всегда нравилось фотографировать простых людей. И мне нравились открытки времен ар-деко, которые по сути представляли собой вручную раскрашенные фотографии; особенно итоговое качество цвета. Кроме того, в юности в Миннесоте я как раз и готовилась быть художницей. И была такая невинная забава: я фотографировала своих внучек, а потом раскрашивала снимки. В одно утро в голове родилась история, которой хотелось поделиться. Я написала эту сказку и проиллюстрировала своими работами.
— В одном из недавних интервью вы сказали, что хотите дожить остаток своей жизни без целей, просто и свободно. Жизнь в фотографии — это та самая свобода?
— Да, действительно, мне фотография дает необозримую свободу. Особенно если сравнивать с кино и театром. Я чувствую, что передо мной открываются двери нового приключения, и это прекрасно!
— Значит ли это, что мы больше не увидим вас в кино?
— (Смеется) Я уже завершаю свою карьеру. Может быть, еще в паре фильмов увидите, но не более того.Источник: РБК daily