Оковы тяжкие: в прокате «12 лет рабства» Стива Маккуина
Стив Маккуин — режиссер, живущий между Лондоном и Амстердамом, признанный, талантливый, со своим новым фильмом о рабстве в Америке, с одной стороны, попал в струю (только за прошлый год к этой теме обращались Стивен Спилберг и Квентин Тарантино), с другой — не изменил себе.
1841 год, Север, свободный чернокожий Соломон Нортап (Чиветель Эджиофор) соглашается на подработку скрипачом и после обмывания гонорара приходит в себя в кандалах. Его переправляют на Юг, продают в рабство. Соломон переходит от хозяина (Бенедикт Камбербатч) к хозяину (Майкл Фассбендер), видит зверства, участвует в них, испытывает хозяйский гнев на себе, слушает рассуждения заезжего канадца (Брэд Питт) о том, что однажды Америка за все это умоется кровавой юшкой.
Маккуин — представитель видеоарта, кино занимавшийся давно, но раскрывшийся как режиссер и благодаря политике Британского совета (разработавшего целую программу по привлечению в кинематограф людей из других видов искусств). Его фильмы отличались визуальной точностью и лаконичностью, постоянным интересом к теме борьбы тела и духа.
«12 лет рабства» в принципе о том же. И, кстати, режиссер хотел снимать историю черного северянина, которого продают в рабство на Юг, еще до того, как узнал о существовании мемуаров Соломона Нортапа (реального персонажа, чья книга когда-то была очень популярна). Тени от цепей, висящий на дереве герой на фоне прогуливающихся людей, свисающие лоскуты кожи показаны так честно и одновременно эстетично, что большинство американских рецензентов восторженно задыхается, а кто-то даже отметил, что безупречное изображение этого ада можно сравнить с полотнами Босха.
Эджиофору прочат номинацию на «Оскар», так убедительно он играет ужас человека, вдруг проснувшегося в другом мире. Не менее важен тут и Фассбендер в образе плантатора-садиста (Маккукин говорил, что симпатизирует персонажу, ибо тот влюблен в рабыню, не может понять, почему это с ним произошло и разрушает все вокруг себя). Оба они играют людей, разрывающихся между врожденным и испытываемым, между телом и волей.
Маккуин подробно разбирает в кадре физические и психологические страдания, разрыв между желанием освободиться и страхом новых мук, мотивацию рабовладельцев (бесстрастная выгода, сексуальное желание, садизм общего характера, либеральная жалость). Похоже, его интересовали не история борьбы с рабством и не сюжет на фоне эпохи — поэтому, кстати, тут не чувствуется течение времени, и когда пойдут финальные титры, не очень понятно, куда делись указанные в названии 12 лет. Он снял кино о борьбе за собственный рассудок, а не за свободу, о том, что творилось в головах у тех, кто рождался рабом или становился рабом, и тех, кто ими владел.
Источник: РБК daily