Огнем и бульдозером
Выселяемые из Чечни родственники боевиков обращаются к правозащитникам с просьбой помочь покинуть Россию. В пятницу, по данным правозащитников, был разрушен очередной дом родственников предполагаемого боевика. Это произошло уже после того, как Владимир Путин назвал такие действия и призывы к ним незаконными.
Реакция на пресс-конференцию
В ночь с 18 на 19 декабря в селе Кошкельды Гудермесского района Чечни неизвестные с помощью бульдозера разрушили дом родственников одного из предполагаемых участников подполья, рассказал РБК старший Сводной мобильной группы правозащитников в Чеченской Республике Сергей Бабинец. В субботу правозащитники приехали в Кошкельды, чтобы проверить поступившую от корреспондента «Новой газеты» Елены Милашиной информацию о сносе дома семьи Шамаевых. На месте Бабинец и его коллега Дмитрий Дмитриев действительно обнаружили развалины со свежими следами от бульдозера. Соответствующие фотографии они опубликовали на своих страницах в соцсетях.
Жители соседних домов подтвердили правозащитникам, что неизвестные снесли дом с помощью тяжелой строительной техники в ночь на 19 декабря, но о деталях говорить отказались. «Нам только сказали, что сами жители дома давно уехали за границу», – уточняет Бабинец.
Это первый известный случай разрушения жилища родственников предполагаемых боевиков после пресс-конференции президента России Владимира Путина 18 декабря, говорившего о незаконности таких акций и призывов к ним, прозвучавших со стороны главы Чечни Рамзана Кадырова после нападения боевиков на Грозный 4 декабря. Как рассказал РБК председатель правления правозащитной организации «Мемориал» Александр Черкасов, до реакции Путина таких случаев известно девять. Многие из тех, кто обращается к правозащитникам, просят не называть своих имен из соображений безопасности, но несколько случаев зафиксированы на фотографиях, подчеркивает Черкасов.
Последствия акций устрашения
«Если задача спецслужб снижать мобилизационный потенциал подполья, то эти методы будут иметь скорее обратный эффект», – считает Черкасов. Федеральные власти в борьбе с чеченским подпольем сделали упор на местных силовиков именно для того, чтобы последние действовали более избирательно, с учетом чеченских реалий, объясняет он. «Семьи боевиков далеко не всегда разделяют взгляды молодых сторонников радикального салафитского ислама, но когда на них оказывается такое давление, предсказать их ответную реакцию тяжело. А вытесненные из региона, они окажутся в любом другом регионе страны, где оперативный контроль, подобный тому, который осуществляют расставленные Кадыровым начальники районных отделов полиции, станет невозможен», – констатирует Черкасов. По его мнению, это скорее отрицательно скажется на эффективности борьбы с терроризмом.
Кроме того, по словам Черкасова, в семьях, которые обратились к правозащитникам, восемь несовершеннолетних детей. «Какие к ним могут быть претензии? И если это не подконтрольные Кадырову люди разъезжают по территории Чечни с оружием и строительной техникой, то кто тогда контролирует обстановку в Чечне?» – возмущается правозащитник.
По словам Бабинца из Сводной мобильной группы, некоторые из чеченцев, пострадавшие в результате сноса домов, уже обратились в различные правозащитные организации с просьбами оказать содействие их переселению за пределы России.
В эффективность проверки по фактам незаконного разрушения жилищ, которую, по словам Путина, проводят «соответствующие правоохранительные органы», правозащитники не верят. Из практики работы в Грозном даже рядовые чеченские силовики, подозреваемые в должностных преступлениях, просто игнорируют вызовы следователей по особо важным делам СКР, говорит Бабинец. Сам правозащитник вместе с коллегами продолжает работу в республике, несмотря на поджог неизвестными их офиса в центре Грозного после митинга в поддержку действий Кадырова по борьбе с терроризмом. На собрании жителей чеченской столицы первые лица республики обвиняли группу Бабинца, созданную по инициативе члена СПЧ Игоря Каляпина, в поддержке терроризма и работе в интересах стран Запада.
Каляпин связал такую реакцию властей Чечни со своим обращением в СКР с просьбой провести проверку призывов Кадырова наказывать семьи боевиков за преступления их родственников. Сейчас Каляпин ждет результатов этой проверки. В СКР не смогли оперативно прокомментировать статус заявления от правозащитника, однако сам он вызван на допрос в Следственный комитет.
Пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов на пресс-конференции Путина утверждал, что «Рамзан Ахматович никогда не нарушал Конституцию и никогда не допустит того, чтобы на территории Чеченской Республики ее нарушали», но в своем вопросе Путину дал понять: в Грозном считают, что необходимо «в отношении террористов применять весь арсенал сил, средств, возможностей, для того чтобы не ставить под угрозу жизни сотен и тысяч человек».Источник: РБК daily