НПФ готовятся к буму пенсионных выплат
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) уже сейчас готовятся к буму выплат по обязательным накопительным пенсиям, который придется на 2022 год. Операционный директор НПФ электроэнергетики Николай Эрмансон модернизирует инфраструктуру и IT-сервисы фонда. «Сейчас многие небольшие филиалы ориентированы в основном на привлечение клиентов, через 10 лет им нужно будет еще справляться и с текущими клиентами-пенсионерами», — объясняет он необходимость преобразований.
Со следующего года у всех «молчунов» размер отчислений на личную накопительную пенсию сократится с 6 до 2%. Те граждане, которые хотят сохранить существующий объем отчислений, должны перейти в негосударственную пенсионную систему. Желающих это сделать оказалось немало, в результате объем взносов в НПФ резко вырос. По данным ФСФР, за первое полугодие 2013 года рост превысил 30%, совокупная сумма пенсионных накоплений в фондах увеличилась до 887,6 млрд руб.
Увеличение клиентов у НПФ приведет к тому, что менее чем через десять лет резко вырастут выплаты. В 2022 году на пенсию выйдут женщины 1967 года рождения, успевшие накопить существующую пенсию. Это потребует от фондов построения нужной инфраструктуры, открытия новых отделений, развития IT-систем, увеличения штата.
Руководители НПФ электроэнергетики поняли, что если не развивать инфраструктуру, то фонд не выдержит нагрузки. Сейчас он обслуживает около 1,5 млн клиентов, и, по мнению президента фонда Ирины Лисицыной, примитивными способами рассчитать им пенсии уже будет невозможно.
Коллега г-жи Лисицыной операционный директор фонда Николай Эрмансон рассказывает, что в первую очередь он занимается модернизацией центров обработки данных (их два – в Москве и Туле).
Во-вторых, г-н Эрмансон ввел между всеми филиалами систему связи в форме видеоконференции. В-третьих, совершенствуется и расширяется система хранения данных, начинается опытная эксплуатация электронного документооборота.
Возможно, к 2022 году придется изменить процесс обработки запросов: сейчас многие небольшие филиалы ориентированы в основном на привлечение клиентов, через десять лет им нужно будет еще справляться с текущими клиентами-пенсионерами, рассуждает г-н Эрмансон. «Мы уже сейчас планируем, как это будет происходить. К 2022 году действительно нужно будет модернизировать всю филиальную сеть для того, чтобы суметь обслужить этот огромный поток людей», – говорит он.
Подобная работа последнее время ведется во многих негосударственных пенсионных фондах. В НПФ «СтальФонд» расширяют штат, занимаются повышением квалификации сотрудников и развитием электронных сервисов. «Хотя до 2022 года может многое поменяться. Например, произойдет прорыв в области информационных технологий», – рассуждает заместитель директора по клиентскому обслуживанию НПФ «СтальФонд» Мария Поклад. В ее фонде ожидают выхода на пенсию через девять лет более 19 тыс. клиентов.
В НПФ «Промагрофонд» и НПФ Сбербанка «бума выплат» в 2022 году не ожидают: у первого – из-за большого числа «досрочников», у второго – из-за особенностей клиентского портфеля (более 80% клиентов моложе 1967 года рождения). Однако в фондах заверили, что готовы к любому числу пенсионеров. «Мы готовимся к этому, но процесс выплат у нас уже сегодня достаточно автоматизирован и технологичен», – сказала президент НПФ Сбербанка Галина Морозова. «По мере необходимости будем наращивать мощности», – добавляет исполнительный директор НПФ «Промагрофонд» Ольга Буланцева.
Представители НПФ признают, что пенсионная индустрия входит в новую фазу: из просто сбора денежных средств населения к выплатам. Г-н Эрмансон не раскрывает сумму инвестиций в развитие фонда в рамках подготовки к масштабным выплатам.
Источник: РБК daily