«Никакой дыры в Пенсионном фонде нет»

Глава ПФР Антон Дроздов — о том, зачем нужны изменения в пенсионной системе и как государство может стимулировать развитие частных институтовНа следующей неделе в Госдуме начинается рассмотрение в первом чтении пакета пенсионных законопроектов. Некоторые из них вызвали в обществе острую дискуссию. Однако, по мнению председателя правления ПФР АНТОНА ДРОЗДОВА, время для реформы пришло. О том, какие проблемы решат будущие изменения, он рассказал в интервью главному редактору телеканала РБК АНДРЕЮ РЕУТУ и корреспонденту РБК daily ЕКАТЕРИНЕ МЕТЕЛИЦЕ.

Уберите льготы, и дефицита ПФР не будет

— Реформирование пенсионной системы — это всегда очень болезненный для общества процесс. В других странах она десятилетиями существует нетронутой, а у нас правила игры меняются регулярно. Вам не кажется, что мы слишком часто меняем пенсионную систему?

— Все страны меняют пенсионную систему. А особенно страны Восточной Европы, которые переходили из социализма в частные правовые отношения. Систему, которая существовала в советское время, приспособить к современной экономике можно только поэтапно. По сути, каждые десять лет мы совершенствовали нашу пенсионную систему. С момента предыдущей реформы прошло уже десять лет: тогда решение многих вопросов было отложено, а сейчас настало время их рассмотреть.

— Чем же плоха сегодняшняя пенсионная система?

— Она неплохая, и текущая реформа не предполагает существенных изменений. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, накопительная пенсионная система была введена более десяти лет назад, однако закон о гарантировании пенсионных накоплений будет принят только сейчас. Во-вторых, назрела необходимость усовершенствования правил регулирования на этом рынке, ведь объем пенсионных накоплений достиг уже 2,5 трлн руб. Кроме того, существует проблема сбалансированности системы: одним участникам предоставлены льготы, расходы на которые покрываются за счет других участников.

— Кроме того, в бюджете Пенсионного фонда по-прежнему дыра. Если учесть, что пенсионеров с каждым годом становится все больше, а работающего населения все меньше, то сможет ли пенсионная реформа переломить эту ситуацию?

— Никакой дыры в Пенсионном фонде нет. Дыра или дефицит — это когда не хватает средств на выплаты по обязательствам. Но у ПФР хватает средств на выплаты по обязательствам. Другое дело, что государство предоставляет некоторым категориям граждан и работодателей льготы, которые покрываются за счет федерального бюджета. Уберите льготы, и дефицита не будет. Часть льгот покрывается за счет целевых трансфертов, а остальные — досрочникам и северянам — объединены в один, который идет на сбалансированность бюджета ПФР. Наша задача — сохранить этот баланс: льготы покрываются за счет федерального бюджета, а остальное — за счет страховых взносов. Ныне работающие платят взносы, которые идут на выплату сегодняшним пенсионерам, так в этом и заключается принцип солидарной системы. Так было и так будет. На этом принципе строятся страховые пенсионные системы большинства стран. Другое дело, что в текущих условиях пенсионная система не может быть чисто солидарной. Должны существовать корпоративные пенсионные системы и добровольная накопительная составляющая. В стратегии долгосрочного развития пенсионной системы есть меры по стимулированию всех компонентов, поэтому полагаю, что мы идем в современном русле развития.

Работать нужно на десять лет дольше

— Давайте поговорим про пенсионную формулу. Пенсионный калькулятор до сих пор обещает фантастическую пенсию — 50 тыс. руб. в месяц. Сколько же нужно работать и зарабатывать, чтобы получать эту сумму?

— Прежде всего я хотел бы отметить, что при конвертации по новой формуле с 1 января 2015 года все, что было заработано и оценено по старым правилам, останется прежним. Здесь действует принцип основного социального закона — не ухудшать приобретенные пенсионные права граждан.

Пенсионные права, заработанные после 1 января 2015 года, будут рассчитываться по новым правилам. Согласно им, если работодатель за вас отчисляет в ПФР сумму взносов с максимальной взносооблагаемой зарплаты, то вам начисляется десять баллов за год. И так каждый год. Когда будет известна стоимость одного балла (она будет ежегодно определяться правительством и публиковаться), можно будет легко посчитать размер своей пенсии, умножив набранное количество баллов на его стоимость. Ваша страховая пенсия будет состоять из этих двух слагаемых: страховой части и фиксированной выплаты к ней, которая существует и сейчас в виде фиксированного базового размера (составляет около 3,6 тыс. руб.). Количество баллов, которые вы набрали за все время, зависит от заработка, стажа и от того, отложили вы выход на пенсию или нет. Максимальное количество дополнительных баллов можно набрать, отложив выход на пенсию на десять лет. Отложив назначение пенсии на пять лет, вы увеличите пенсию почти в полтора раза, на десять лет — более чем вдвое.

— Вы говорите о добровольном увеличении пенсионного возраста, а что скажете об обязательном? В среднем российские мужчины проживают на пенсии всего четыре года. Тем не менее ходят разговоры об увеличении пенсионного возраста. По вашему мнению, нужно это делать?

— У нас есть статистика — в среднем пенсионеры получают пенсию 20 лет и три месяца. Поэтому не все так просто. Дело в том, что 64 года — это средняя продолжительность жизни мужчины с первого года жизни. Но если посмотреть на статистику тех, кто дожил до пенсии, пришел к нам и стал ее получать, то продолжительность жизни мужчин на пенсии составляет более 14 лет. Женщины же живут на пенсии в среднем на десять лет больше мужчин.

Пенсионный возраст никто не собирается повышать: во-первых, потому что, как я уже сказал, продолжительность жизни должна вырасти, а во-вторых, потому что после 60 лет резко увеличивается число граждан с заболеваниями, не позволяющими полноценно трудиться. И еще один момент, из-за которого повышать возраст не стоит, связан с рынком труда. У нас не так много рабочих мест для граждан после 60. Кстати, во Франции при увеличении пенсионного возраста бастовали именно студенты: они считали, что их рабочие места будут заняты пенсионерами.

— Изменит ли пенсионная реформа нагрузку на бизнес? Какими будут страховые тарифы завтра, через пять или десять лет? Сохранится ли уровень в 22%?

— Правительство приняло решение заморозить тарифы на уровне 22%. Все наши расчеты построены исходя из того, что в среднесрочной перспективе этот тариф меняться не будет, а разницу между 26 и 22% компенсирует государство. Более того, при прогнозных расчетах на 40—50 лет мы закладывали, что нагрузка на бизнес увеличиваться не будет.

Регулирование НПФ

— Скажите, насколько существенно изъятые у негосударственных пенсионных фондов накопления за вторую половину 2013 и весь 2014 год повлияют на уменьшение дефицита ПФР?

— Пенсионные накопления за второе полугодие 2013 года так и остаются пенсионными накоплениями, мы их будем инвестировать, доход будем фиксировать на счетах граждан. Эти деньги на бюджет фонда никак не влияют. А вот по 2014 году, как вы знаете, именно на сумму пенсионных накоплений был уменьшен трансферт из федерального бюджета. Это порядка 240 млрд руб. Но это небольшие деньги в масштабах бюджета фонда, здесь вопрос скорее в тактике создания системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

— В будущем государство будет управлять пенсионными накоплениями или же это будет исключительно частный бизнес?

— В тех проектах федеральных законов, которые подготовлены, таких радикальных мер, как уход государства, не предлагается.

— В качестве обоснования своего решения «заморозить» накопления за вторую половину 2013 и весь 2014 год правительство приводит довод о том, что институт НПФ сейчас ненадежен и что пришло время это изменить. Скажите, а на ваш взгляд, российская негосударственная пенсионная система устойчива?

— Я полагаю, что вполне устойчива. Негосударственная пенсионная система охватывает сразу две сферы — обязательное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование. Вторая сфера этого бизнеса развивается давно и обособленно: в программах добровольного пенсионного страхования сейчас около 800 млрд руб. и 8 млн человек. Но дело в том, что объем средств из ОПС в негосударственных фондах уже такой же, как и в добровольном сегменте. Это огромные деньги, за которые несет ответственность государство. Текущая реформа в части акционирования фондов и гарантирования сохранности накоплений обусловлена именно этим. Государство должно нивелировать риски. И сделать это нужно сейчас, пока рынок не достиг гигантских размеров. Представьте, через пять лет это может быть уже 5 трлн руб.

Я считаю, что в будущем негосударственная пенсионная система должна развиваться, а государство должно всячески стимулировать вхождение россиян в эту систему. Реализация планов по совершенствованию регулирования деятельности НПФ и создание системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений в ОПС только добавит устойчивости всей системе. При этом регулирование по отдельным направлениям должно стать более гибким, а по другим будет усилено. Что касается порядка назначения накопительной пенсии в системе ОПС, он пока меняться не будет.

— То есть вы считаете, что настоящая реформа не затрагивает всех проблемных мест пенсионной системы?

— Сейчас мы меняем пенсионную формулу в распределительной части, но полагаю, что формула накопительной части пенсии тоже нуждается в доработке. Есть ряд вопросов, которые еще предстоит решить после того, как мы пройдем текущую стадию реформирования.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий