На всех парусах: взять парусную лодку в прокат в Москве проще, чем велосипед
Все в детстве смотрели фильмы про пиратов и запускали кораблики. У многих сохранилась заветная мечта: встать под парус и научиться управлять ветром. Останавливают только стереотипы: это дорого, сложно и опасно. Впрочем, статистика говорит обратное.
По данным экспертов, порядка 200 тыс. россиян соприкоснулись в прошлом году с парусным спортом, принимая участие во всевозможных регатах по всему свету, участвуя в любительских и профессиональных гонках или беря лодку в аренду. Где заканчиваются мифы и начинается реальность? Сколько стоит парусный спорт? И где в Москве можно покататься на собственной яхте? Об этом РБК daily рассказали первый вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта, призер Олимпийских игр в Атланте Георгий Шайдуко и директор по связям с общественностью федерации Алексей Жиров.
В АВСТРАЛИЮ НА «БАВАРИИ»
«Моя первая яхта называлась «Бавария», — рассказывает Жиров. — Такая большая лодка, пятидесятифутовая. Развивала скорость 10 узлов. При этом по комфорту яхту можно было сравнить с номером в четырехзвездочном отеле». Недельная аренда таких «апартаментов» в Турции, а именно там наш герой принимал участие в регате Volvo, обошлась бы в 3,5 тыс. евро. Впрочем, Алексей уже с 2009 года начал работать в федерации парусного спорта. Поэтому первое знакомство с романтичной стихией было бесплатным. «Я ведь о парусном спорте ничего толком не знал. В девяностые был кавээнщиком. Добился с командой даже вице-чемпионства в высшей лиге. Потом металлургией занимался, затем в журналистику подался. И вот, после кризиса 1998 года, знакомые пригласили меня в федерацию парусного спорта». Приобщение к миру яхт у Алексея Жирова, как и у большинства яхтсменов, началось с бизнес-регат РБК. Испания, Франция, Нидерланды… Среди всех особняком стояла Австралия, что неудивительно.
Мировые лидеры парусного спорта, завоевавшие на Олимпиаде в Лондоне четыре золотые медали, получают из государственной казны более 2 млн долл. Этих денег хватает на создание идеальных условий как для профессионалов, так и любителей. Россия же пока в плане оснащения сильно уступает конкурентам из Австралии. Финансирование федерации парусного спорта остается на отметке 20 млн руб. При этом половина средств выделяется на национальную сборную. Остальное — на поддержание любительского спорта. «Цели любой ценой обогнать какую-либо из стран по финансированию нет. Главное — популяризация. Сейчас парусный спорт — это прежде всего красиво и модно. Все больше людей стремятся в этот интеллектуальный и азартный спорт. Да, это спорт королей, но он доступен. Можно открывать его с детьми и играть в пиратов или просто путешествовать по побережью, останавливаясь в уютных маринах, а не лежать на пляже и радоваться all inclusive».
25 ТЫСЯЧ ЗА ГОНОЧНОГО МОНСТРА
В действительности покупку яхты себе могут позволить либо состоятельные люди, либо профессиональные спортсмены. Как, например, Георгий Шайдуко — серебряный призер Олимпийских игр 1996 года в Атланте в классе «Солинг». 51-летний капитан вернулся в этом году в парусный спорт и теперь выступает на многих регатах. Судно у него серьезное — гоночная яхта GP-26. Развивает скорость до 20 узлов, что составляет 37 км/час. Цена яхты — 2 млн руб. «Яхта хорошая, чего уж там говорить, — признается Георгий Шайдуко. — Дороговата. Но арендовать может каждый. 25 тыс. — и у вас гоночный монстр на четыре дня. Много? Возьмите часа на два. Как раз на соревнования. Уйдет не больше 6 тыс.».
Получается, взять лодку в чартер или аренду в Москве несложно, даже проще, чем взять напрокат велосипед. А стоимость колеблется от 3 тыс. до 5 тыс. руб. за несколько часов спортивного отдыха под парусом с инструктором. Кстати, 80% любителей парусного спорта именно так и поступают. На последней в этом сезоне регате Chichester Race 2013 можно было видеть сразу несколько классов гоночных яхт. И миллионные GP, и скромные катамараны «Альбатрос», которые можно хранить на балконе. Ориентировочная стоимость такого судна — 100 тыс. руб.
«Перед тем как покупать яхту, лучше всего пройти инструктаж у профессионалов, — советует Алексей Жиров. — Только так можно понять, что вам ближе. Для взрослых есть несколько путей обучения. Летом я порекомендовал бы больше практиковаться на воде — приезжать в яхт-клуб и брать лодку с инструктором. В хороших школах теоретические занятия занимают порядка полугода, с обязательным выездом в Турцию или Хорватию на недельную стажировку и сдачу экзаменов. Стоит обучение порядка 70 тыс. руб., включая стажировку. Но даже получив права, не надо переоценивать свои силы. Море все равно сильнее, поэтому начать лучше с участия в одной из любительских регат в качестве шкотового, а потом постепенно перебираться к рулю».
Но выгоднее и правильнее начинать заниматься парусным спортом с детства. Обучение в школе круглый год будет стоить около 5 тыс. руб. в месяц. Летом — практика на воде и соревнования, а зимой — общефизическая подготовка и теоретические занятия. Лодки и спасательные жилеты, как правило, предоставляются школами, а вот одежду для своего чада придется купить, выложив за это от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Из самых лучших это детская школа в ЦСК ВМФ на «Войковской» и школа №26 в Строгино, а также школы при яхт-клубах «Водник», «ПИРогово» и «Хлебниково».
Руслан Мамедов
Где можно покататься на яхте
Вейк-клуб «Норд-вест»
Строгинское ш., проезд 5432
Royal Yacht Club
Ленинградское ш., 39
ЦСК ВМФ
Ленинградское ш., 25а
Клубы и базы
«Спартак»
Московская область, г. Долгопрудный, Набережная, 4а
«Водник»
Московская область, г. Долгопрудный, Набережная, 16
ЦСП «Хлебниково»
Московская область, Мытищинский р-н, п/о Троицкое, д. Ново-Александрово
«Ореховая бухта»
д. Болтино, 9 км от МКАД по Осташковскому шоссе
«Галс»
Осташковское ш., Болтино, Московская область
«Орбита»
городское поселение Пирогово
«Патриот»
Мытищинский район, Осташковское ш., около 18 км от МКАД, поблизости от Пирогово и Сорокино
«Буревестник»
Московская область, Мытищинский район, п/о Красная Горка, Дмитровское ш., 27 км
«Парус»Источник: РБК daily