Мнение юриста: гибель малайзийского Boeing можно расследовать как военное преступление
Всеволод Сазонов, доктор юридических наук, председатель коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры»
Для международного расследования катастрофы самолета Malaysia Airlines недостаточно желания ЕС или США. Главное — сможет и захочет ли Украина выполнять условия такого расследования.
Крушение самолета авиакомпании Malaysia Airlines на востоке Украины вызывает больше вопросов, чем ответов. Основная версия киевских властей и Запада заключается в том, что Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, сбили ополченцы Донецкой народной республики ракетой класса «земля-воздух», приняв его за украинский транспортный самолет. Российское Минобороны заявило, что в районе Донецка находились батареи ПВО украинской армии, способные сбить малайзийский лайнер, и что перед катастрофой недалеко от Boeing пролетел штурмовик украинских ВВС. Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) предварительно квалифицировала крушение как несчастный случай.
В мировой практике подобные трагедии уже были: истребители израильских ВВС сбили ливийский пассажирский самолет в 1973 году; лайнер авиакомпании Iran Air был сбит с крейсера ВМФ США в 1988 году; в 2001 году в результате попадания украинской ракеты потерпел крушение самолет авиакомпании «Сибирь». Во всех трех случаях выдвигалась версия о трагической случайности. Какой может быть юридическая оценка катастрофы под Донецком 17 июля?
Одна из возможных трактовок такова: при доказанности факта нападения на малайзийский самолет его крушение может быть признано военным преступлением.
Военные преступления перечислены в ч. 2 ст. 8 Римского статута — Устава Международного уголовного суда (некоторые называют его Гаагским трибуналом). Это первый постоянный международный орган уголовной юстиции, свою работу он фактически ведет с 2002 года. К военным преступлениям относятся умышленные нападения на гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях; умышленные нападения на гражданские объекты.
Международным расследованием военных преступлений занимается главный прокурор Гаагского трибунала. Чтобы международный суд мог начать расследование катастрофы в Донбассе, необходимо несколько условий.
Необходимо, чтобы крушение самолета могло быть признано военным преступлением и чтобы оно произошло во время ведения военных действий. Украина пока называет действия своих войск антитеррористической операцией. Обратиться с просьбой о расследовании должно государство — участник Римского статута. Украина им не является и для обращения в Международный уголовный суд должна будет либо ратифицировать статут, либо специальным заявлением признать юрисдикцию суда в отношении катастрофы. Также речь должна идти только об ответственности конкретных физических лиц, а не государств или иных образований вроде ДНР. Наконец, предполагаемые виновники преступления должны быть гражданами Украины, или должно быть установлено, что само деяние совершено на территории Украины.
Пока что Киев пригласил к расследованию падения самолета представителей Малайзии, Нидерландов, компанию Boeing, Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и несколько европейских организаций. Независимого расследования потребовали канцлер Германии Ангела Меркель и генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Но пока приведенные выше условия не соблюдены, о международном уголовном расследовании дела говорить не приходится.
Стоит также отметить, что в соответствии с межправительственным соглашением о воздушном сообщении между Украиной и Малайзией за безопасность полетов над украинской территорией отвечает Киев. Тем не менее Украина не закрыла воздушное пространство над районом боевых действий, и оно продолжало использоваться гражданскими самолетами. Есть вопросы и к Евроконтролю, который закрыл воздушное пространство над Крымом довольно быстро после его включения в состав России (в начале апреля), но в отношении востока Украины такое решение было принято лишь после гибели почти трехсот человек.
Впрочем, политические последствия катастрофы 17 июля 2014 года могут затмить процесс поиска и привлечения к ответственности виновных в ней людей. Расследование ее причин серьезно повлияет не только на обстановку вокруг Украины, но и на ситуацию во всем мире.Источник: РБК daily