Минрегион жестко раскритиковал закон, вводящий четыре модели выборов мэров
В Министерстве регионального развития считают, что принятый на днях закон о реформе МСУ создает политические риски и потребует финансовых трат, которые не оговариваются в документе. Оказавшаяся в распоряжении РБК ведомственная справка в достаточно жесткой форме критикует все основные положения закона. Эксперты с замечаниями чиновников соглашаются, а разработчики говорят о желании Минрегиона напомнить о себе.
Подписанный в начале этой недели президентом закон дает региональным властям право выбрать для своих муниципалитетов любую форму организации власти — от прямых выборов городских дум и мэров до двухуровневой системы формирования городского собрания депутатов и назначения сити-менеджера. Также регионы могут сами определить, сколько дать муниципалитетам полномочий.
Минрегион еще в прошлом году выступал против концепции реформы, рассказал РБК источник, близкий к администрации президента. Законопроект неоднократно исправляли на этапе обсуждения, но ведомство каждый раз сопротивлялось нововведениям, говорит он. При этом публично жесткая позиция министерства практически не озвучивалась, а отзывы ведомства не публиковались.
В распоряжении РБК оказалась составленная в виде таблицы справка, в которой основные положения законопроекта сопровождаются мнением Минрегиона. В пресс-службе ведомства РБК подтвердили подлинность документа, отметив, что справку подготовили специалисты министерства к заседанию президентского Совета по развитию местного самоуправления. Именно на этом мероприятии 26 мая в Иванове президент Владимир Путин сообщил о подписании закона. Получить комментарий у представителя Кремля не удалось.
В справке Минрегион критикует прочти все основные положения закона. Право региональных властей определять полномочия муниципалитетов «несет в себе политические риски, связанные с дезорганизацией работы местного самоуправления», «не в полной мере согласуется с принципом единства правовой системы Российской Федерации» и «будет препятствовать подготовке и реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований».
Решение регионом вопроса о том, как избирать и избирать ли вообще главу муниципального образования, «не соответствует посланию» президента Владимира Путина, который говорил о том, что местная власть должна быть устроена так, чтобы каждый гражданин «мог дотянуться до нее рукой». Политически рискованной называется и новая процедура назначения сити-менеджера, которая теперь предусматривает формирование конкурсной комиссии из двух равных групп — представителей региона и депутатов местной думы. В Минрегионе опасаются принципиальных разногласий между этими равными группами.
Другой ключевой пункт закона — о возможности создать двухуровневую систему управления городом (население избирает районные думы, а те, в свою очередь, избирают городскую) — может создать затруднения во взаимодействии между двумя уровнями власти. Но в этом вопросе Минрегион возражает против передачи на нижний уровень избыточных полномочий. В частности, реформа может затруднить поддержание единого архитектурного облика крупных городов, опасаются в ведомстве.
Наконец, реализация закона приведет к возникновению дополнительных расходов при создании и функционировании новых внутригородских районов, а источники покрытия трат не предусмотрены, считают в министерстве. Согласно пояснительной записке к законопроекту его реализация не потребует дополнительных расходов.
Замечания Минрегиона были бы актуальны после первого чтения, но не для итоговой редакции закона, в которой предусмотрена широкая вариативность для регионов, говорит замдиректора ИСЭПИ (разрабатывавшего концепцию закона) Александр Пожалов. По его словам, деньги на работу внутригородских районов не потребуются, поскольку предполагается, что они будут создаваться в городах с районным делением, на работу туда перейдут чиновники действующих райадминистраций, а вместе с ними на нижний уровень можно перераспределить средства на их работу. В целом же реформа как раз приближает власть к населению, поскольку в городах при новой системе появятся дополнительные муниципальные депутаты, они и будут контролировать работу райадминистраций.
Появление же документа связано с тем, что Минрегион оставался в стороне при разработке законопроекта — работа велась в Госдуме и Всероссийском совете местного самоуправления, считает Пожалов. «Этот документ — некая заявка Минрегиона на то, чтобы занять свое место при работе над пакетом следующих поправок в отраслевые законы, которые уточнят полномочия регионов и муниципалитетов. В целом ведомство продолжает искать свое место в системе власти после создания трех территориальных министерств и Минстроя», — подчеркивает он.
Значительная часть аргументов Минрегиона основана на реальной оценке рисков, возражает политолог, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов. «Замечания должны быть учтены при проведении реформы, — подчеркивает он. — В целом же реакция ведомства логична для консервативного министерства, которое ведет работу в ежедневном режиме и опасается реакции регионов на изменения, которые должны быть реализованы в сжатые сроки».
В законе нужно прописать более широкий перечень полномочий, чем предлагается сейчас, говорит гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. Сейчас же документ создает возможность для почти полного «обнуления» полномочий МСУ, отмечает эксперт. По его мнению, нужна и реформа бюджетной модели для усиления бюджетной автономии муниципалитетов.Источник: РБК daily