Мартин Скорсезе и фонд Gucci отреставрировали фильм «Бунтарь без идеала»
Актер Мартин Шин, вдохновлявшийся образом Дина, как-то сказал: «Были только двое в 1950-е — Элвис Пресли, изменивший музыку, и Джеймс Дин, изменивший нашу жизнь». Артист в образе бунтаря в красном бомбере и с непослушным чубом прочно вошел в сознание и изменил его не только у зрителей, но и у всего Голливуда.
Сюжет «Бунтаря без идеала» можно пересказать одним предложением: подвыпивший герой (Джеймс Дин) попал в полицейский участок, увидел там девушку (Натали Вуд) и печального ровесника (Сэл Минео), утром в школе снова встретил новых знакомых, столкнулся со смертью, потерял друга, зато обрел отца. Основанный на научной работе о юношеских патологиях фильм студия Warner Bros не планировала снимать в цвете. Но именно цвет — особенно красный — важнейшая деталь. Красные титры, красная шапочка мягкой игрушки, появляющейся в первом же кадре, красное пальто с красной помадой Натали Вуд и, конечно же, красная куртка Дина.
Этот бомбер для главного героя приобрел один из актеров-подростков — Фрэнк Маццола. Через много лет ставший уважаемым кастинг-директором, в 1955-м Маццола был членом молодежной банды и за одеждой для персонажей фильма отправился на Голливудский бульвар, где одевались его приятели. Там он и нашел куртку для главного героя, который сидит в одной из сцен на красном диване — режиссер, задумав этот пугающий эпизод с красным на красном, использовал диван из собственной квартиры.
Именно это цветное кино 1955 года выпуска с его страстью, честностью и темной магией изменило жизнь тогдашнего молодого поколения. Киностудии, почуявшие звон монет в карманах юных зрителей, заговорили с ними наконец серьезно — не с родительских позиций покровительства, а как с равными, показав им их самих в экзистенциальной драме о том, что есть люди, которые страдают просто потому, что страдают. Вуд и Минео тогда было18 и 17 лет, Джеймсу Дину — 24 года. Юноша в стадии гормональных изменений угадывался в нем с трудом, но тем не менее эти условности не мешали зрителю узнать в Дине себя.
24-летний Дин погиб 30 сентября 1955 года в автокатастрофе, за несколько недель до премьеры. Композитор Леонард Розенман, снимавший жилье на пару с Дином, был на званом обеде, когда узнал о смерти актера. Он немедленно вернулся домой и увидел, что квартира разграблена, все было растащено на сувениры проникшими внутрь фанатами. В тот вечер и начался культ «Бунтаря без идеала», фильма, повлиявшего на идеологию, музыку, кино, телевидение, даже на моду. Везде, где его показывали, участились опасные автогонки и уличные бои подростков. Студия получала тысячи восторженных зрительских писем в неделю. Дин, появившись в кадре в белой майке, которая считалась нижним бельем, подарил ей новую жизнь — продажи футболок резко возросли. Удивительная энергетика картины сказалась на судьбе его создателей. Трагически погиб не только Дин — в конце 1970-х Сэла Минео зарезали, в начале 1980-х при странных обстоятельствах утонула Натали Вуд. Режиссер Николас Рэй долгие годы пытался вернуть в свое кино ту странную магию, которая царила на съемочной площадке. Но, как говорил Маццола, Рэй и Дин были как Скорсезе и Де Ниро: «Вы только представьте себе, если бы Де Ниро взял и умер молодым. Не было бы «Бешеного быка» и «Славных парней».
Именно Мартин Скорсезе и его The Film Foundation взялись за реставрацию «Бунтаря без идеала». В проекте участвовали также модный дом Gucci и Warner Bros. Entertainment. Для Скорсезе и Gucci это не первый совместный проект, они работают в тандеме почти десять лет, реставрировали фильмы Федерико Феллини, Серджио Леоне, Микеланджело Антониони. Премьера отреставрированной версии «Бунтаря без идеала» состоялась осенью в Лос-Анджелесе. Скорсезе не мог присутствовать из-за работы над монтажом «Волка с Уолл-Стрит». Зато был Леонардо ДиКаприо, который, представляя фильм, говорил о том, как когда-то увидел его впервые. Как все — цвет, жесты героев, каждый трагический поворот их судеб молнией бил в него точно так же, как и в других зрителей, его ровесников.
Европейской публике фильм был показан уже 14 февраля этого года на Берлинале. Картину приехал представить уже сам маэстро Скорсезе. Перед показом фильма он под бурные овации публики вышел на сцену и говорил о влиянии Дина и магии этого фильма, которые за почти 60 лет не утратили своей важности.
Фильм
«Бунтарь без идеала» (Rebel Without a Cause)
Режиссер Николас Рэй
Продюсер Дэвид Уайсбарт
Авторы сценария: Ирвинг Шульман, Стюарт Стерн, Николас Рэй
В ролях: Джеймс Дин, Натали Вуд, Сэл Минео
США, 1955 годИсточник: РБК daily