Магазины зафиксировали резкое падение продаж
Декабрьский вклад
Сеть «М.Видео» в пятницу, 16 января, сообщила о беспрецедентном росте продаж в четвертом квартале 2014 года: выручка увеличилась в сравнении с октябрем–декабрем 2013-го на 52%, до 83 млрд руб., хотя кварталом ранее ретейлер говорил о стагнации продаж. Только сопоставимая выручка (в одних и тех же магазинах) подскочила на 43%. Продажи за один декабрь выросли год к году на 73%, до 43 млрд руб.
Сама компания объясняет такой рост «аномально высоким спросом на бытовую электронику, обусловленным изменением валютного курса». Официальный курс доллара, устанавливаемый ЦБ, за год увеличился на 72,3% – с 32,7 до 56,3 руб., при этом быстрее всего рубль падал именно в декабре. Спасая обесценивающиеся рублевые сбережения, покупатели сметали товары с полок. Благодаря потребительскому ажиотажу последних месяцев года, выручка «М.Видео» по итогам всего 2014 года увеличилась на 19%, до 208 млрд руб., сопоставимые продажи выросли на 12%.
Декабрьские продажи гендиректор компании «Техносила» Илья Тимченко также называет «ненормальными». По его словам, реализация товаров с октября по декабрь компенсировала отрицательные результаты первого полугодия, и в целом по 2014 году выручка «Техносилы» выросла на 4%, до 27,5 млрд руб. «В декабре в сравнении с концом 2013 года рост продаж составил 42%. По отдельным товарным категориям был двукратный рост», – говорит Тимченко. Средний чек компании в этот период вырос до 6,5 тыс. руб. по сравнению со стандартными 4,5 тыс. руб.
Продажи электроники сделали большой вклад и в декабрьскую выручку интернет-ретейлера Ozon. Дорогие телевизоры, акустические системы и смартфоны обеспечили невиданный даже для декабря рост продаж, рассказал заместитель гендиректора Ozon Дэнни Перекальски: в последнем месяце, по его словам, было три пиковых дня – 16, 17 и 18 декабря, когда ежедневно реализация увеличивалась к предыдущему дню более чем на 100% – как по количеству заказов, так и по обороту. Размер выручки Ozon не раскрывает.
Онлайн-магазин «Юлмарт» также сообщил, что абсолютный рекорд по суточной выручке был установлен 17 декабря, то есть на следующий день после так называемого «черного вторника» (если в понедельник, 15 декабря, курс доллара от ЦБ составлял 58,3 руб., то уже в среду, 17-го – 67,8 руб., или на 16% больше): паникующие клиенты совершили покупки на общую сумму свыше 400 млн руб.
Но потребительская лихорадка в секторе электроники и бытовой техники прекратилась с боем курантов, говорят ретейлеры, в новогодние каникулы россияне с гораздо меньшим энтузиазмом тратили деньги. Тимченко из «Техносилы» сообщил, что начало года подтвердило самые негативные прогнозы – ситуация оказалась существенно хуже, чем ожидал менеджмент: «В целом по сети в первые две недели 2015-го падение продаж составило более 15%».
Основной владелец «М.Видео» Александр Тынкован уже озвучивал пессимистичный прогноз – из-за ситуации на рынке компания ожидает замедления роста чистой прибыли.
Источник: РБК daily