Литавры в сиянии славы: в Москву приезжает Амстердамский оркестр барочной музыки
Органист, клавесинист, исследователь старинной музыки и дирижер Тон Коопман создал амстердамский коллектив 30 лет назад. Это был один из первых в Европе оркестров исторического исполнительства, как можно более точно воспроизводящий звучание и стиль музыки XVIII века. Услышать его в Москве можно будет 15 октября в Концертном зале им. Чайковского.
Особую известность оркестр Коопмана получил в 1992 году, когда к музыкантам присоединился Амстердамский барочный хор. Совместными усилиями они осуществили грандиозный проект — записали все кантаты Баха. Уникальный проект принес Тону Коопману награду немецких критиков в области звукозаписи Echo Klassik, премию BBC, Приз Гектора Берлиоза, а также номинации на «Грэмми» и «Граммофон». Музыкант на этом не остановился: за его плечами — все сочинения для органа, написанные Бахом, и органные концерты Генделя. Теперь маэстро записывает многотомную антологию музыки Букстехуде, учителя Баха.
Коллектив из Голландии, который регулярно выступает на самых престижных площадках мира (амстердамский Консертгебау, парижский Театр Елисейских Полей, венские Концертхауз и Мюзикферайн, Берлинская филармония, нью-йоркские Линкольн-центр и Карнеги-холл, токийский Сантори-холл) выступит в рамках абонемента «Вершины мастерства. Барокко». Концерт с программой из произведений Баха, Моцарта и Гайдна анонсирован как часть культурной программы Года Нидерландов в России.
«Сюита номер 3 ре мажор» Баха, как и большинство старинных сюит, построена на танцевальных мотивах: композиторы того времени активно использовали сарабанды, куранты, гавоты и менуэты. Моцартовский Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор был написан композитором в Мюнхене, когда ему исполнилось всего 18 лет. Партитуру в 1774 году заказал барон Дюрниц, богатый любитель игры на фаготе. «Лондонская» симфония Гайдна номер 103 создана во время гастрольной поездки автора в Англию и знаменита своим тремоло литавр. Именно с него начинается медленное вступление, когда-то поразившее британцев своей необычностью.
Публика услышит звук редкого инструмента — барочного фагота, на котором играет солист оркестра Ваутер Версхурен. Этот выпускник Королевской консерватории в Гааге и виртуоз аутентичного исполнительства известен и тем, что увлеченно разыскивает в библиотеках и архивах забытые старинные партитуры. Иногда это совсем неожиданно. Так, Версхурен в 2009 году записал диск с сонатами для фортепиано и фагота, созданными двести лет назад бароном фон Круфтом. Этот знатный господин и способный сочинитель музыки служил в Австрийской тайной канцелярии.Источник: РБК daily