Кутерьма поневоле
Хореография двухактного спектакля придумана Джорджем Баланчиным — американским хореографом родом из Петербурга. Спектакль поставлен в 1962 году в собственной труппе Баланчина «Нью-Йорк сити балет» и с тех пор охотно покупается классическими труппами по всему миру.
Для работы с комедией Шекспира хореограф использовал музыку Мендельсона, в том числе его знаменитый «Свадебный марш». «Сон» — редкое в творчестве Баланчина обращение к сюжетному балету, за образец которого он во многом взял спектакли, увиденные в детстве, когда юный Георгий Баланчивадзе (таково его настоящее имя) учился в Императорском балетном училище.
Во «Сне», как и в литературном первоисточнике, много смысловых слоев действия. Обитатели волшебного «параллельного» мира, от детей-эльфов до девушек-фей, охотно подглядывают за людьми, но сами невидимы для двух пар молодых влюбленных, которых судьба занесла выяснять отношения прямиком под сень волшебного леса. Неразбериха с чувствами углубляется из-за проказ шалунишки Пака — помощника царя эльфов Оберона, а гордый царь и сам поссорился с женой и потому рвется ей насолить.
Ко всему этому прибавляется история с ремесленниками, из среды которых злая воля и каприз волшебника выхватывают несчастного парня, принужденного жить с ослиной головой. Баланчин с честью выходит из этой кутерьмы: каждому персонажу он сочиняет танцы, непохожие на па других героев. Дети проворно бегают, выворачивая образцово поставленные стопы, бабочки, как им и положено, порхают, амазонки во главе с воинственной Царицей на скаку стреляют из воображаемых луков, Пак извергает экзотические прыжки и ужимки. Оберон и Титания (в причудливых костюмах с ручной вышивкой) величественно выступают во главе своих свит, а потом демонстрируют друг другу высокое положение в красивом дуэте.
Всю историю Баланчин заканчивает в первом действии, отдав второй акт чистому танцу. Формально он поддержан ситуацией тройной свадьбы: в соответствии с Шекспиром венчаются три пары героев, а без танцев какой же праздник! Фактически это развернутая танцевальная сюита, легкая по настроению и сложная по построениям, очень красивая и профессионально совсем нелегкая. Сквозь дымку классического танца проглядывают контуры неоклассической «ломки», внесенной Баланчиным в строгий балетный рисунок. Впрочем, труппа Мариинского театра фирменную остроту графики не очень подчеркивает, отдавая предпочтение старым добрым традициям.Источник: РБК daily