Крымские татары угрожают отказаться от мирных способов протеста
Попытка бывшего председателя меджлиса крымско-татарского народа Мустафы Джемилева вернуться на родину спровоцировала первый конфликт между российскими властями Республики Крым и крымскими татарами. Прокуратура Крыма потребовала открыть уголовные дела на активистов меджлиса и пригрозила ликвидировать организацию. Меджлис предупредил, что может уйти в подполье.
«Хотя мы будем делать все возможное, чтобы акции протеста крымских татар носили ненасильственный, сугубо демократический характер, но если будет применяться грубая сила со стороны «оккупационных» властей, то ответная реакция может быть различной. И здесь удержать своих соотечественников меджлис вряд ли сможет», — пригрозил Джемилев в понедельник на специально созванной в Киеве пресс-конференции (его высказывания цитируют украинские информагентства).
Речь о насильственном сопротивлении не идет, объяснила РБК пресс-секретарь меджлиса (представительный орган крымских татар) Лиля Муслимова. «И в годы советской власти крымские татары никогда не использовали в борьбе за свои права силу, рассчитывая на интеллектуальные средства борьбы и на справедливость, — сказала она. — Надеяться на то, что мы будем участвовать в вооруженном сопротивлении, глупо».
В субботу прокуратура Крыма направила два постановления в Следственный комитет России и ФСБ для возбуждения уголовного преследования лиц, участвовавших в «незаконных публичных акциях» в Армянске. Утвержденная президентом Владимиром Путиным в должности 2 мая прокурор Крыма Наталья Поклонская попросила наказать виновных по ст. 212 (массовые беспорядки), ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 322 (незаконное пересечение государственной границы) Уголовного кодекса РФ.
Так были квалифицированы события 3 мая, когда несколько тысяч крымских татар попытались организовать «живой коридор» для Джемилева, которому было отказано в допуске на российскую территорию. Советского диссидента и депутата Верховной рады Украины не пустили в Россию еще 2 мая, когда он вылетел из Киева в московский аэропорт Шереметьево, чтобы сесть на рейс Москва — Симферополь. После этого Джемилев отправился в Крым наземным транспортом. Меджлис призвал своих сторонников отправиться в Армянск на пограничный КПП встречать своего лидера. Но трасса Армянск — Херсон была заблокирована бронетехникой и бойцами ОМОНа; крымским татарам удалось прорвать цепь силовиков, но провести Джемилева через «живой коридор» в Крым они не смогли. Около 2,5 тыс. человек блокировали трассу на протяжении почти 6 часов. Киев выразил «глубокое возмущение действиями оккупационной администрации».
«Уже начались массовые визиты прокуроров и силовых структур ко всем крымским татарам», участвовавшим в акциях протеста, цитирует Джемилева русская служба «Би-би-си».
(Окончание на с. 2)
Как пояснила РБК Муслимова, к ее соотечественникам уже вечером 3 мая «приходили и из полиции, и люди в гражданском, очевидно, из ФСБ». «Многих председателей местных меджлисов заставляли подписать документы, что это именно они были организаторами перекрытия трасс», — рассказала она.
В МВД по Республике Крым не подтвердили проведение оперативных мероприятий в отношении активистов национального движения. «Дабы не поднимать хаос в Крыму, прокурором была проведена профилактическая беседа с [председателем меджлиса, депутатом Верховного совета Крыма Рефатом] Чубаровым», — сказал РБК сотрудник ведомства.
В воскресенье руководству меджлиса было вынесено предупреждение о недопустимости противоправной деятельности. Чубаров был вызван в прокуратуру, его встретила лично Поклонская. Если подобные акции повторятся, то, как пригрозила прокурор, «меджлис крымско-татарского народа будет ликвидирован и его деятельность на территории Российской Федерации запрещена».
В руководстве меджлиса, должность председателя которого Джемилев оставил в ноябре прошлого года, готовы продолжить деятельность подпольно. «Самопровозглашенная власть Крыма может арестовать лидеров, в таком случае будут избраны другие. Учитывая практику борьбы с советской властью, комуто придется продолжать свою деятельность в подпольном режиме, хотя это будет сложно, учитывая коммуникационные возможности силовиков», — заявила Муслимова. Всего в республике насчитывается 230 местных отделений меджлиса, татары составляют 12% населения Крыма.
Новое обострение ситуации возможно уже 18 мая, в день 70й годовщины депортации крымских татар. На этот день в республике намечен Всекрымский траурный митинг. «Не исключаются какиелибо эксцессы», — говорит Муслимова.
Противостояние «носит системный характер», отмечает она. Меджлис крымских татар не признает легитимности ни администрации полуострова, ни итогов референдума о самоопределении Крыма. Об этом Джемилев говорил президенту Владимиру Путину в телефонной беседе еще накануне референдума. Путин, по словам Джемилева, пообещал ему «способствовать решению социальных и правовых проблем крымских татар более последовательно, чем это делалось властями Украины».
От решения этих проблем, однако, Джемилева и его соратников отстранили. Меджлис и Чубаров уже получили несколько предупреждений от прокуратуры. Шефство над крымскими татарами взяли поволжские — Республика Татарстан обещала развернуть в Крыму строительство, восстановить Бахчисарайский историко-культурный заповедник. «Наши татарстанские власти сунулись, но совершенно не обдумали свои шаги, без какоголибо плана», — рассуждает профессор Института истории Академии наук Республики Татарстан Дамир Исхаков. Противоречия уже не позволили меджлису подписать договор о сотрудничестве со Всемирным конгрессом татар.
22 апреля Путин подписал указ о реабилитации народов Крыма, закрепив за татарами и другими депортированными народами права на землю, находящуюся в их владении. Но о политической автономии не было сказано ни слова. По словам Муслимовой, в меджлисе готовы говорить только о «национально-территориальной автономии». Требование о «национальном суверенитете крымско-татарского народа» было выдвинуто на первом курултае еще в 1991 году и до сих пор не отменено.
Источник: РБК daily