Краткая история денег: Стефанос Цивопулос в Stella Art Foundation
В Москву привозят один из самых интересных проектов, представленных в этом году на Венецианской биеннале, — «История ноль», с которой Греция участвовала в форуме. Проект Стефаноса Цивопулоса показывают в Stella Art Foundation.
Кажется, что из всего многообразия показанных на биеннале работ именно «Историю ноль» следовало показать в Москве. Как и проект Вадима Захарова «Даная» (который представлял в Венеции Россию), она связана с деньгами и альтернативными валютами. Куратором греческого павильона стала Сираго Циара, возглавляющая Центр современного искусства Салоник. Он входит в состав Музея современного искусства — собрания Костакиса, с которым на протяжении многих лет сотрудничает Stella Art Foundation. Наконец, президент фонда Стелла Кесаева — комиссар павильона России на Венецианской биеннале. Словом, «Истории ноль» прямая дорога была в столицу.
Проект состоит из видео и архива текстов и изображений. Три эпизода разворачивают перед зрителем истории, в которых деньги играют немаловажную роль: иммигрант, бродящий по Афинам с тележкой, в которую собирает металлолом на продажу; женщина, чьим основным занятием стало создание цветов из купюр евро; художник, который снимает все, что происходит на городских улицах. Это нельзя назвать лишь художественным вымыслом, скорее Стефанос Цивопулос, опираясь на факты, создает новую реальность. Подтверждение тому — вторая часть проекта, в которой собраны разнообразные виды альтернативных валют. В павильоне Греции посетители надолго останавливались перед огромным стендом, охватывающим, кажется, все возможные альтернативные финансовые системы от ангольских «пивных денег» (когда расчетом служили банки пива) до биткоинов.
«История ноль» — проект, символичный для Греции, переживающей трудные времена. Однако для художника это не столько критическое высказывание, сколько попытка отыскать новое измерение в монетизации искусства или даже нашей действительности или же в поиске альтернативных путей развития общества в дальнейшем.
Анна Попова
Пять павильонов Венецианской биеннале-2013
Россия
В этом году была представлена проектом Вадима Захарова «Даная». Он материализовал и сам миф о Данае, которую отец заточил в подземный дом, и показал его интерпретацию в наше время, а заодно и напомнил об участи рембрандтовского полотна из Эрмитажа, которое в 1985 году облили серной кислотой. На входе в павильон посетителей встречал перечень предметов, которые понадобились художнику для создания многоуровневой инсталляции: «Три спутниковые антенны, одна лестница, одно седло, 50 кг арахиса, одна алтарная преграда, 200 тыс. монет, 2 тыс. зонтиков, одна пещера, один фонтан, одно ведро, один конвейер для монет, один стул для наказания любовью, одна роза, пять фотографий, одна леди, два джентльмена, зрители».
Франция
Дополнительным приключением для посетителей был поиск павильона Франции в павильоне Германии, и наоборот, страны поменялись помещениями. Художник Анри Сала, представлявший Францию, привез в Венецию проект Ravel, Ravel, Unravel. Помимо того что в названии скрыта фамилия композитора (на видео музыканты исполняют фортепианный концерт Мориса Равеля для левой руки до мажор), есть здесь и игра слов: ravel по-английски — еще и «путать».
Англия
Художник Джереми Деллер в работе English Magic критикует аристократов и олигархов. Досталось даже принцу Гарри за то, что охотился на редких птиц, и Роману Абрамовичу, на прошлой биеннале занявшему своей суперяхтой половину лагуны. Здесь же — созвучно с российским и греческим павильонами — выставлены «деньги» — разного рода ваучеры, билеты МММ и тому подобное, имевшее хождение в России 1990-х. И — как квинтэссенция всего английского — на террасе павильона устраивали чаепития.
Австрия
Из этого павильона практически все выходили с улыбкой. «Имитация жизни» Матиаса Поленды — мультик про ослика прямиком из золотой эры диснеевской анимации. Лишенный исторического контекста, он кажется и чужим, и знакомым одновременно.
Португалия
Художница Жоана Вашконселуш превратила паром в арт-объект, наполнив внутреннее пространство своими кружевными и вязаными работами. Внешне плавучий павильон тоже изменился: его облицевали знаменитой плиткой азулежу. Trafaria Praia прибыла в Венецию из Лиссабона, таким образом напоминая об истории Португалии, бывшей могучей морской державы.Источник: РБК daily