Кино на тарелочке: Российские предприниматели зарабатывают на доставке фильмов в кинотеатры
На кинорынке, поделенном между крупными прокатчиками, производителями и киносетями, может найтись место для малого бизнеса. Компания DCP24 зарабатывает на том, что доставляет в кинотеатры официальные копии фильмов к старту российского проката. Для того чтобы завоевать рынок, основателю компании Анатолию Кузьменко пришлось сделать для начала несколько бесплатных проектов. Сейчас он работает с 700 цифровыми кинотеатрами по всей стране, а к концу года планирует расширить сеть до 1 тыс. Выручка компании DCP24 за 2013 год, по подсчетам РБК daily, составила 150 млн руб.
ВЕТЕР ЦИФРОВЫХ ПЕРЕМЕН
В 2005 году кинотеатры массово переходили на цифровой формат. До этого копии фильмов передавались на аналоговых носителях. Изготовление одной пленочной фильмокопии обходилось почти в 30 тыс. руб., доставка бобины весом до 15 кг стоила 5—7 тыс. руб. С 2005 года кинотеатры стали получать фильм на жестком диске. Для приема и показа кино им нужно было купить сервер воспроизведения цифровых фильмов (он лицензируется дистрибьютором) и цифровой кинопроектор. Переоборудование одного кинотеатра обходилось минимум в 4—6 млн руб., но «цифра» позволяла показывать 3D-фильмы, на которые приходило в пять-шесть раз больше зрителей. Кроме того, цифровой формат лучше защищал ленты от пиратского копирования. Ключи воспроизведения дистрибьюторы высылали кинотеатрам только в день премьеры. В итоге производителям кинопродукции было выгодно выпускать больше 3D-фильмов.
К 2009 году большинство кинотеатров-первопроходцев вернули инвестиции в дорогое оборудование за счет роста продаж билетов. В декабре 2009 года, по данным «Невафильм Research», в стране работало 353 цифровых кинозала (всего более 2 тыс.). Более 270 российских кинотеатров из 793 были цифровыми.
После перехода на «цифру» дистрибьюторы ломали голову, как теперь доставлять трейлеры. Раньше ролики высылались на отдельной пленке.
В декабре 2009 года программист Анатолий Кузьменко, развивавший собственную студию разработки, нашел решение этой проблемы. Его лаборатория DCP24 (инвестиции в бизнес составили 10 млн руб.) стала создавать единую базу трейлеров для цифровых фильмов. Команда Кузьменко собрала ролики на одном сайте и открыла к нему бесплатный доступ. Проект обошелся DCP24 в 300 тыс. руб. Хотя сервис и не принес дохода, он сделал компанию Кузьменко известной на рынке цифрового кино.
Со временем дистрибьюторы стали обращаться в DCP24 с просьбой сделать копии фильмов. Поскольку файлы были тяжелыми, их записывали на жесткие диски и рассылали по кинотеатрам. Весной 2010 года за заказ первых 35 копий Анатолий Кузьменко получил 175 тыс. руб. Затем студия вышла на рынок мастеринга фильмов (наложение закадрового звука и субтитров, подготовка ключей) и комплексной подготовки DCP (Digital Cinema Package, пакет цифровой кинокопии, в который входят нескольких файлов фонограмм, паспорта файлов и т.д.). Мастерингом и подготовкой фильмокопий уже на тот момент занимались три компании.
В качестве конкурентного преимущества Кузьменко создал систему автоматического тиражирования, она делала до 200 копий за сутки. Разработка системы обошлась DCP24 в 3 млн руб., но осталась внутренним продуктом компании.
Еще один продукт студии база кинотеатров, купивших цифровое оборудование. На быстро развивающемся рынке адреса цифровых кинотеатров часто менялись и дистрибьюторы высылали фильмокопии на несуществующие адреса. Постоянно обновляемая база цифровых кинотеатров и кинозалов DCP24 была бесплатной, но отдельная статистика доступна по подписке за 150 тыс. руб. в год.
К началу 2010 года с DCP24 работали уже семь дистрибьюторов, а сеть компании охватывала около 300 кинотеатров. В среднем каждый дистрибьютор выпускал за год от 10 до 25 фильмов и заказывал до 250 копий для каждого из них. Средний чек за подготовку к прокату, тиражирование и доставку составлял около 1 млн руб. Большая часть этой суммы уходила на закупку жестких дисков для следующего заказчика. К весне 2011 года число жестких дисков в обороте DCP24 достигло 5 тыс., каждый стоил около 15—17 тыс. руб.
Решить эту проблему можно было, избавившись от физического носителя. Западные компании на тот момент уже доставляли контент в кинотеатры по спутнику и через Интернет.
КОСМИЧЕСКАЯ ДОСТАВКА
Изучив опыт иностранных коллег, Кузьменко понял, что западные технологии невозможно применить в России. Тогда он решил доставлять контент напрямую в киноаппаратную кинотеатра по оптоволоконному кабелю. Во многих кинотеатрах на тот момент уже был доступ к безлимитному Интернету. Помимо DCP компания Кузьменко стала доставлять цифровые ключи и трейлеры.
Минимальная скорость Интернета в кинотеатре должна быть 5 Мбит/с, тогда защищенные данные передаются за два-три дня. Если скорость выше 50 Мбит/с, доставка занимает несколько часов.
В июле 2011 года DCP24 доставила копию фильма «Первый мститель» (Captain America: The First Avenger) кинокомпании «Централ Партнершип» в два московских кинотеатра сети «Люксор».
Чтобы кинотеатры стали массово пользоваться новой доставкой, Кузьменко стал бесплатно поставлять им оборудование. На каждую точку он тратил 100 тыс. руб. К концу 2011 года DCP24 обслуживала 350 кинотеатров и работала более чем с десятью дистрибьюторами.
В 2012 году темпы подключения замедлились из-за того, что большую часть кинотеатров с безлимитным Интернетом компания уже охватила. Если в 2011 году в отдельные месяцы удавалось расширять сеть на 20 кинотеатров, то в 2012 году ежемесячно подключались пять—десять точек.
Тогда Анатолий Кузьменко арендовал у ОАО «Газпром космические системы» спутниковый ресурс, чтобы доставлять контент через спутник. В среднем аренда 1 МГц полосы частоты обходится в 140 тыс. руб. Размер мощности, необходимый для работы DCP24, Кузьменко не раскрывает. На подключение спутниковой антенны для каждого кинотеатра DCP24 тратит до 130—140 тыс. руб.
БОРЬБА ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
Спустя месяц после DCP24 на рынок цифровой доставки фильмокопий вышла группа компаний CineLab. Первый фильм («Один день» дистрибьюторской компании «Вольга») CineLab доставила в августе 2011 года одновременно в три кинотеатра в разных городах России.
CineLab передает фильмы по технологии французской компании SmartJog. Основатель Денис Глинский не раскрывает условий лицензирования технологии.
«Сигнал поднимается на спутник и раздается неограниченному количеству потребителей, при использовании Интернета для каждого потребителя нужно организовать свой канал», объясняет выбор спутниковой доставки Денис Глинский. По его словам, при передаче фильма через Интернет есть возможность перехватить данные.
Анатолий Кузьменко, в свою очередь, говорит, что без ключей воспроизведения конкретный DCP расшифровать нельзя. К тому же для защиты соединений DCP24 строит между сетями виртуальную частную сеть (VPN).
Сегодня в сети CineLab более 700 кинотеатров и 1814 кинозалов. Причем спутник позволяет доставлять фильмы не только на территории России, но и по всем странам бывшего СССР, кроме Украины и Прибалтики. Себестоимость оборудования для одного кинотеатра Глинский не раскрывает. По его словам, она значительно выше, чем у конкурентов, в том числе из-за требований SmartJog.
CineLab работает с восемью топовыми дистрибьюторами, объем заказов зависит от выхода конкретных релизов. Иногда, по словам Глинского, за одну неделю к CineLab поступает два проекта, а в другое время «затишье» длится до полутора месяцев.
КИНО БЕЗ «ДИСКЕТ»
Теперь доставка одной фильмокопии в кинотеатр обходится дистрибьютору в два-три раза дешевле. Наталья Иванова, руководитель технического отдела «Централ Партнершип», рассказала, что все релизы компании цифровые и лишь для четырех-пяти фильмов в год (из 10—25) готовят пленочные дубликаты. За 2013 год компания показала в России 26 новых фильмов, копии каждого из которых DCP24 доставила в 800—1000 кинотеатров. Около половины всех фильмокопий «Централ Партнершип» по-прежнему доставляются на жестких дисках.
Опрошенные РБК daily представители кинотеатров подтвердили удобство нового способа доставки, но попросили не упоминать их названия в публикации. Евгений Андрианов, начальник кинотехнологического отдела сети «Синема Парк», отметил, что все кинотеатры компании имеют доступ к Интернету со скоростью 100 Мбит/с, поэтому фильмокопии доставляются за три—шесть часов. «Около 30% фильмокопий все еще приходят на жестких дисках, так как пока мы установили оборудование не во всех кинотеатрах, заявил г-н Андрианов. В этом году планируем оснастить оставшиеся шесть». По словам специалиста, главное преимущество доставки через Интернет и спутник в том, что приходящие на главный сервер фильмокопии и ключи можно автоматически залить на оборудование сразу во все кинозалы. Раньше нужно было переносить данные на флэшке вручную.
Сейчас сеть DCP24 охватывает более 700 кинотеатров по всей стране и 2,1 тыс. оборудованных залов. По подсчетам «Невафильм Research», к ноябрю 2013 года в России насчитывалось 1084 кинотеатра, из них 970 цифровых. Число кинозалов на тот момент составляло 3,35 тыс., из них цифровых 2,6 тыс.
За 2013 год выручка DCP24, по подсчетам РБК daily (сам Кузьменко этот показатель не раскрывает), составила около 150 млн руб. За мастеринг одного фильма компания берет с дистрибьютора 35—50 тыс. руб. Большая часть клиентов заказывает также тиражирование фильмов и доставку копий в кинотеатры.
Изготовить и доставить копию дистрибьютору обходится в 4 тыс. руб., при этом DCP24 сама определяет канал передачи. Один кинопрокатчик в среднем заказывает 800—850 копий одного фильма. На небольшие расстояния DCP24 продолжает доставлять фильмокопии на жестких дисках (не большее 300 копий одного фильма).
Большинство зарубежных кинолент DCP24 только тиражирует и рассылает по кинотеатрам. Компания также бесплатно доставляет файл с трейлером. За 2013 год DCP24 доставила 202 фильма с суммарной аудиторией зрителей 86 млн человек. Кузьменко работает с пятью топовыми дистрибьюторами, которые заказывают у DCP24 один-два проекта в месяц. В списке клиентов еще около десяти небольших кинопрокатчиков, которые обращаются в компанию не чаще одного—трех раз в квартал.
Каждый год компания Анатолия Кузьменко тратит около 42 млн руб. на зарплаты сотрудникам (их более 70 человек), 10 млн руб. уходит на закупку оборудования для установки в кинотеатры. DCP24 не привлекала внешнего финансирования, направляя заработанные деньги на развитие новых продуктов. По подсчетам Кузьменко, бизнес выйдет в прибыль лишь через несколько лет. В 2014 году он планирует расширить сеть кинотеатров примерно до 1 тыс.
В сентябре компания анонсировала новый продукт «Киноплан». На сайте и в мобильном приложении проекта можно будет увидеть прокатные планы дистрибьюторов и обсудить в чате объемы показа конкретных фильмов. Пока игроки рынка общаются по электронной почте. Календари событий и графики релизов сегодня доступны на нескольких российских сайтах.
В разработку «Киноплана» предприниматель вложил уже несколько миллионов рублей, до конца 2014 года в доработку продукта DCP24 инвестирует еще 45 млн руб. Дополнительные сервисы «Киноплана» будут платными (не больше 3,5 тыс. руб.).Источник: РБК daily