Каннский кинофестиваль: между Кешишем и Джармушем
Каннский кинофестиваль завершился, как дружно считает мировая пресса, так, как надо, — победой «Жизни Адели» Абделатифа Кешиша. Этот фильм с первого показа был фаворитом критики (в рейтингах фестивальной прессы у него было рекордное количество высших оценок). Самое время подвести итоги, вспомнить о некоторых фильмах, произведших особо сильное впечатление.
«Жизнь Адели» Кешиша с Леа Сейду и Адель Экзаркопулос — конечно же главный козырь. История любви двух девушек, а на самом деле — универсальная история пары. Парадоксально, но пол у Кешиша словно отходит на второй план, в этой универсальности — главная его заслуга. Сексуальные сцены, невиданные по длительности и смелости, но на самом деле в стиле, духе и ритме творчества Кешиша в целом. Добавим к этому нынешние дебаты о легализации однополых браков во Франции (первый брачный союз там должен быть заключен 29 мая), и вот «Жизнь Адели» приобретает важное социальное значение. В том числе и для России, где к гомосексуализму все еще относятся как к болезни или греху (см. недавние опросы Левада-Центра).
«Выживут только любовники» Джима Джармуша с Тильдой Суинтон и Томом Хиддлстоном — тоже о любви, но любви вампиров. Кто-то из коллег даже назвал эту картину, тончайшую по исполнению, волшебную по атмосфере, лучшей в творчестве Джармуша. Двое вампиров живут один в Детройте, вторая — в Танжере, систематически встречаются, любят и будут любить друг друга вечность. Они гуманисты, пьют только донорскую кровь, но, увы, голод не тетка, и, когда приспичит, придется забыть о гуманизме.
Это еще и кино о сути искусства, которое тоже вампиризм по отношению и к автору, и к тому, для кого оно предназначено. Не зря оба любовника посвящают себя искусству. Им не надо торопиться, на чувства друг к другу, к той музыке, которую он слушает, тем книгам, которые она читает, — на все это у них в запасе вечность. «Выживут только любовники» — это такой Holy Motors нынешнего года, нечто параллельное всей программе, вещь в себе. Картину Леоса Каракса в прошлом году показывали в конкурсе, и она либо должна была выиграть у «Любви» Ханеке, либо не получить ничего, произошло как раз последнее. Такая судьба — тоже важный знак.
«Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн — обладатель Гран-при. То есть фильм отметили, но возникает нехорошее чувство, что отметили как-то не так, а надо было отмечать так, как Джармуша, — не давать ничего. В этом фильме об американской фолк-сцене до расцвета Боба Дилана прекрасно все — саундтрек, сценарий, Оскар Айзек и Джастин Тимберлейк (последнему точно пора уже сосредоточиться на кино — такой он замечательный актер), выдающаяся операторская работа. Это кино о природе творчества, тоже об искусстве, но совсем иное. Зато тут, как и в фильме Джармуша, высочайший уровень интимности восприятия. Кажется, любой приз способен разбить это хрупкое ощущение.
А ведь был еще Алекс ван Вармердам и его «Возмутитель спокойствия» — сатира, мистика, фильм без начала и без конца, отличающийся совершенной бунюэлевской свободой обращения с материалом и со зрителем. И «Великая красота» Паоло Соррентино — взгляд с высоты на современную Италию (а вообще-то, на всю Европу), современного человека, да и на историю кино тоже. Кстати, может быть, этому фильму Гран-при фестиваля пошел бы больше.
Все это к тому, что нынешний каннский конкурс был исключительно хорошим. И, что приятно, многое уже куплено в Россию.Источник: РБК daily