Каменщик себя рассекретил
Вчера аэропорт Домодедово объявил, что его единственным владельцем является председатель совета директоров Дмитрий Каменщик. Предприниматель уже называл себя бенефициаром аэропорта в мае 2011 года, когда пытался продать 20% его акций.
Аэропорт Домодедово, от которого власти не первый год требуют раскрыть бенефициаров, вновь пошел им навстречу. «Предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик», — сообщил вчера аэропорт. Уточнять названия компаний, о которых идет речь, официальные представители Домодедово не стали.
В своем сообщении представители аэропорта отметили, что признание Каменщика конечным бенефициаром вовсе не связано с подготовленным Минэкономразвития законопроектом о раскрытии информации о бенефициарах компаний, владеющих объектами транспортной инфраструктуры. Оно связано с надеждой на госинвестиции.
«Руководство страны намерено инвестировать значительные средства в развитие Московского авиационного узла (МАУ), при этом представляется важным соблюдение следующих системных критериев: все участники проектов по развитию наземной инфраструктуры находятся в российской юрисдикции, и их конечные собственники известны», — отметили в аэропорту.
45-летний Каменщик появился в Домодедово в 1992 году, начав свой бизнес с аренды грузового Ил-76, летающего в Китай. Через три года он возглавил совет директоров группы «Ист Лайн». Его партнером считается 60-летний Валерий Коган, о котором практически ничего не известно.
Впервые аэропорт сообщил, что Дмитрий Каменщик является его владельцем, в мае 2011 года, когда планировал провести IPO. Тогда инвесторам предлагали к покупке за 1 млрд долл. 20% акций DME Limited. Раскрытие окончательного бенефициара произошло по правилам Лондонской фондовой биржи. До этого в 2005 году аэропорт говорил, что его головной компанией являлся офшор FML Ltd, учрежденный гражданами острова Мэн Джейн Петерс (63,7% акций) и Шоном Каирнсу (36,3%).
Зимой 2010 года после теракта в Домодедово президент Дмитрий Медведев потребовал найти его собственников. «В Домодедово разобрались? Кто собственник?» — спросил 22 февраля 2011 года президент у генпрокурора Юрия Чайки. «Вроде бы известно, кто собственник, но начинают проверять — собственник спрятан за структурой бенефициарных владений, а это крупнейший транспортный узел, где садится огромное количество самолетов!» — посетовал президент. Позже появилась информация о том, что акционером аэропорта Домодедово является кипрская компания «Асьенда инвестментс лимитед», под управлением которой находится 322 объекта недвижимости и инфраструктуры аэропорта.
На сегодняшний день, согласно сайту аэропорта, работой с авиакомпаниями занимается ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта Домодедово». С этой структурой взаимодействуют фабрика бортового питания (Domodedovo Catering Service), топливозаправочный комплекс (Domodedovo Fuel Facilities), пассажирский терминал (Domodedovo Passenger Terminal), грузовой комплекс (Domodedovo Cargo) и другие компании. По данным СПАРК, изменений в структуре собственности этих компаний в последнее время не было. В большинстве из них в числе совладельцев числится структура «ФМЛ Лимитед», зарегистрированная на острове Мэн. DME Limited, которая хотела выйти на IPO в Лондоне и еще пару лет назад ассоциировалась с именем Дмитрия Каменщика, в списке прямых компаний-собственников уже нет.
Коллега Дмитрия Каменщика, гендиректор аэропорта Внуково Виталий Ванцев, вчера также сообщил, что он с партнерами является конечным бенефициаром частных компаний, которые имеют долю во Внуково. По его словам, структура владения и собственники известны госорганам и ФСБ.
Источник: РБК daily