Как российский стартап конкурирует с Foursquare в США
Основатели стартапа AlterGeo Антон Баранчук и Александр Доржиев развивают приложение-путеводитель по кафе и ресторанам. Этой осенью создатели Gvidi начали экспансию на американский рынок, где приложение составило конкуренцию геолокационному сервису Foursquare.
Одна технология — два проекта
Баранчук и Доржиев известны в российском стартап-сообществе как создатели клона американского геолокационного сервиса Foursquare — AlterGeo. Однако AlterGeo запустился на год раньше западного аналога (правда, тогда через него нельзя было «зачекиниться», приложение определяло местоположение пользователя и его друзей на карте по Wi-Fi). Аудиторию стартап набрал за счет широкой сети локальных партнеров, предоставляющих скидки пользователям. Приложение зарабатывает на рекламе и продаже дополнительных услуг. Однако основной доход компании приносит лицензирование технологии, которая позволяет в том числе таргетировать интернет-рекламу по географическому признаку через продажу показов в режиме электронных торгов (Real-TimeBidding). Среди клиентов AlterGeo — Mail.ru, «Бегун», Badoo, 2Gis, с которыми компания работает как за фиксированную плату, так и по модели revenue sharing.
Среди «посевных» инвесторов AlterGeo — венчурные фонды Addventure и Kite Ventures (инвестиции составили около 50 тыс. долл. и 1 млн долл. соответственно). В 2011 году стартап привлек второй раунд инвестиций от фондов Intel Capital и Almaz Capital Partners. Хотя AlterGeo еще не вышел на прибыль, в июле 2013 года компания запустила новое приложение Gvidi, которое анализирует предпочтения пользователя и дает ему советы, куда сходить на ужин.
Инвесторы проекта поддержали идею создания нового приложения. «AlterGeo для нас не была компанией одного проекта: она начинала как сервис геолокации, а не как компания одного продукта — социальной сети AlterGeo, — говорит Павел Богданов, генеральный партнер Almaz Capital Partners. — Предоставление геоданных бизнесам являлось и является до сих пор главным источником дохода стартапа. Gvidi, как и социальная сеть AlterGeo, покоится на фундаменте геоданных AlterGeo и позволяет компании отработать технологии персонификации».
«Мы верим в то, что в самое ближайшее время подобные Gvidi-разработки станут особенно значимыми в самых разных сферах Интернета (реклама, e-commerce и т.д.), — добавляет Эдуард Шендерович, глава фонда Kite Ventures. — Gvidi — это лишь первая тестовая реализация подобных алгоритмов, и команда пойдет дальше и будет использовать их в других областях».
Приложение анализирует все открытые данные о посещениях пользователя (не только из AlterGeo, но и из Foursquare или, например, из категорий Places в социальных сетях) и составляет рейтинг близлежащих заведений, которые могли бы полюбиться владельцу смартфона. При этом сервис учитывает также активность друзей пользователя в социальных сетях и даже предпочтения незнакомых людей со схожим вкусом. Например, любителю фастфуда Gvidi порекомендует ближайшую пиццерию или кафе гамбургеров, частым посетителям мясных ресторанов — стейк-хаус. Также сервис учитывает время запроса: утром Gvidi предложит кофейню, вечером — бар или кафе с романтической обстановкой. Пользователь может установить и специальные фильтры — наличие зоны летней веранды, доступ к Wi-Fi или возможность получить скидку.
По словам основателей, идея сервиса родилась, когда аналитика AlterGeo стала показывать закономерности выбора пользователей. «Мы подсчитали, что если в ресторан, где есть бесплатный Wi-Fi, приходит мужчина, вероятность того, что он вернется сюда, на 30% выше, чем в случае с девушкой», — говорит Александр Доржиев. Подобные детали и учитывает «умный» гид по ресторанам.
В ноябре 2012 года Gvidi появился в AppStore и спустя неделю набрал более 10 тыс. пользователей. К декабрю аудитория сервиса выросла до 40 тыс. человек. В июле 2013 года Gvidi стал доступен и в GooglePlay, а через месяц компания решила запустить приложение на американском рынке. В США у проекта не было прямых конкурентов, однако рекомендации заведений выдавали популярные среди американцев Foursquare и Yelp. Большинство приложений сочетали в себе справочник и социальную сеть. Gvidi же решил сделать ставку на качество рекомендаций. «Отстроиться от конкурентов нам помогло то, что мы отказались от функций фолловинга и присуждения «бейджей» в подтверждение достижений пользователей, — говорит Александр Доржиев. — Мы создали персонализированный поиск наиболее подходящих ресторанов».
Требовательные американцы
Однако стартаперы недооценили многие особенности американской аудитории. «Значившееся в Gvidi кафе как «ресторан азиатской кухни» оказывалось кафе индонезийских блюд, — рассказывает Антон Баранчук. — в России таким тонкостям просто не придавали значения, в США же пользователи оказались более искушенными ценителями национальных ресторанов». К тому же в американском варианте Gvidi пришлось убрать многие фильтры — например, пометка «зона для курящих» перестала быть актуальной в США, где существует запрет на курение в общественных местах.
Байрам Аннаков, запустивший в США приложения AppIntheAir (геолокационный чат для авиапассажиров с функциями справочника) и Inflow (приложение для мониторинга настроения), рассказывает, что при выходе на зарубежные рынки стартапу необходимо учитывать различия в модели потребления российских и американских пользователей. «На Западе люди не очень любят «share-ить» и опасаются автоматических «расшариваний», поэтому с трудом подключают свои аккаунты в приложении. В США всерьез опасаются, что персональная информация о них в соцсетях будет использована негативно», — поясняет г-н Аннаков. По словам предпринимателя, американская аудитория готова покупать платные продукты. К тому же владельцы смартфонов на Западе взрослее (согласно отчету Pew Research Center’s Internet, в мае 2013 года 56% взрослого населения США — владельцы смартфонов), в то время как в России чаще всего приложения использует молодежь.
Инвесторы проекта считают, что для выхода на любой рынок необходимы тесты — одним из них и стал запуск Gvidi в США. Создатели планируют улучшить механизмы анализа информации, в результате приложение будет давать более персонифицированные рекомендации. «Рекомендации — это очень технологичная область (bigdata, clouds), победа в ней достанется технологичным командам, а российские разработчики имеют очень хороший уровень, — говорит Эдуард Шендерович. — И, конечно же, одним из самых важных факторов успеха будет являться то, смогут ли разработчики создать правильные пользовательские интерфейсы».
Новые рынки и клиенты
В ближайших планах проекта — выход на рынки азиатских стран, где приложения с «чекинами» пока не столь популярны. Создатели сервиса уверены, что в Азии им понадобится помощь местных партнеров. «Игрок, знакомый со спецификой рынка, поможет нам сформировать наиболее полный каталог заведений, а также недопустить ляпов при составлении профиля каждого из ресторанов». Большое внимание разработчики сервиса планируют также уделить переводу приложения на каждый из языков — обычно усилий переводчиков недостаточно, тестовый вариант нужно показать носителю языка. В октябре 2013 года Gvidi победил в международном конкурсе Bully Awards 2013 как лучший проект-«одногодка». Победа в соревновании может принести стартапу известность на европейском рынке, предполагают основатели. Они не исключают возможности экспансии на рынки европейских стран, если компании удастся найти локальных контрагентов. Разработчики пока наращивают аудиторию сервиса, вкладывая в новый бизнес заработанные на AlterGeo средства.
Технологией уже заинтересовались агентства по продаже рекламы в Интернете, однако перспективы ее применения шире. Например, система аналитики, использующаяся сейчас в Gvidi, может быть использована для персонализации контента на веб-страницах: учитывая историю активности пользователя в Интернете, сайт, например, сможет подстроить текст, изображения, объявления или поля в форме регистрации.
Отточить технологию перед стартом активной работы с b2b-партнерами стартап планирует, создавая рекомендательные сервисы, анализирующие профили пользователей в социальных сетях. «По числу отметок в AlterGeo лидируют кафе и рестораны, именно в этом сегменте мы запустили Gvidi изначально, — рассказывает Антон Баранчук. — Затем по популярности идут вокзалы, аэропорты, торговые центры — в таких местах люди обычно бывают по необходимости, здесь мы вряд ли сможем что-то советовать. На третьем месте — салоны красоты и парикмахерские, в этом сегменте наши рекомендации будут полезны».Источник: РБК daily