Как ездить на машине от Google
За рулем не спать, газеты в пробках не читать — зачем тогда нужна машина с автопилотом? В Google уверены, что знают ответ на этот вопрос, и уже объявили о запуске первой такой модели в производство.
Главная задача автомобилей Google, в теории способных обойтись без водителя, — возможность самостоятельно добраться до заданной точки назначения, определив оптимальный маршрут без пробок, а также выбрать наиболее безопасную скорость и дистанцию.
Идея близка к воплощению (за 1 млн км пробега опытные образцы попали только в одну аварию, да и то за рулем в этот момент был человек), но у человека есть причина еще немного побыть на вершине эволюции — он все еще нужен и, если что, должен будет готов экстренно вмешаться в управление. Автомобили придется заправлять, они не смогут объезжать ямы, наконец, выяснять отношения в дорожных конфликтах также придется водителю.
Принцип работы «гугломобиля» на удивление прост: по большому счету, это объединение всех систем безопасности, которые уже встречаются на серийных моделях. Эксперты автомобильной отрасли признают: достаточно совместить разрозненные пока что элементы, такие как адаптивный круиз-контроль, автоматическая парковка и отслеживание окружающей местности при помощи навигационных карт, чтобы одним рывком приблизить будущее.
В основе работы автопилота Google лежат сенсоры, которые сканируют пространство вокруг автомобиля в радиусе двух футбольных полей. По схожему принципу работает система упомянутого выше адаптивного круиз-контроля, которая доступна в качестве опции на большинстве премиальных моделей. Сенсоры и датчики оценивают расстояние до впереди идущего автомобиля и передают информацию в центральный процессор. Обработав данные, электроника сама определяет безопасную дистанцию от автомобиля и в зависимости от ситуации либо разгоняет машину, либо ее притормаживает — вплоть до полной остановки.
Почти наверняка в автономный автомобиль внедрят еще и систему слежения за разметкой. Такая опция уже также доступна на серийных моделях многих производителей — благодаря ей машины могут самостоятельно корректировать направление движения, не уходя из своей полосы.
Пока что максимальная скорость автомобиля с автопилотом от Google — 40км/ч, в то время как опция адаптивного круиз-контроля способна работать и на более высоких скоростях — до 200км/ч. Впрочем, есть все предпосылки к тому, что в будущем автономные автомобили смогут ездить со скоростью, которая не будет отличаться от большинства современных машин. Вот только в отличие от моделей с адаптивным круизом автопилот навряд ли позволит нарушить скоростной режим — даже если это будет продиктовано ситуацией на дороге.
Внутри автомобиль будущего, помимо отсутствующих руля и педалей, больше ничем не будет отличаться от любой другой современной модели: ремни безопасности, блок климат-контроля, управление стеклоочистителями, мультимедийная система и прочие элементы останутся на своих местах. Отвечать за управление автомобилем будет единственная кнопка, у которой два режима: поехать и остановиться. Такой автомобиль создается Google с нуля, но сейчас автопилот тестируется на ряде моделей, то есть в будущем, возможно, им получится оснастить любой понравившийся автомобиль.
Следите за дорогой
Заниматься своими делами, полностью абстрагировавшись от управления автомобилем, не получится еще и по причине законодательного характера. В США уже разработали правила дорожного движения для машин с автономным управлением. Пока эти правила касаются только испытателей автопилота, однако не исключено, что в будущем их распространят еще и на владельцев серийных машин. В частности, свод правил гласит, что лицу, находящемуся внутри автономной машины, запрещено спать, читать и отвлекаться от дороги. Несмотря на то что автомобиль едет полностью самостоятельно, водитель должен быть готов в любой момент взять управление на себя. Однако как это будет реализовано в машине, например от Google, где не будет ни руля, ни педали тормоза, непонятно. Возможно, нужно будет самостоятельно нажать на тревожную кнопку, которая остановит автомобиль и перезагрузит систему.
Есть еще одна проблема, по которой автопилот пока не пригодится в России: автомобили Google не могут передвигаться под проливным дождем и в условиях снегопада. Идентификация местности производится сравнением заблаговременно отснятых фотографий с результатами визуализации окружающего ландшафта. Соответственно, если пойдет ливень, автопилот не отличит пешехода от телеграфного столба.
Уже известно, что ездить на машинах с автопилотом смогут далеко не все водители, у которых уже есть права категории B. Для того чтобы попасть внутрь автомобиля из будущего, необходимо будет пройти лицензирование. По сути, это будут дополнительные теоретические экзамены, в ходе которых у водителей проверят знания принципа работы всех автоматических систем.
Именно на незнание принципа работы одной из автономных систем — круиз-контроля — когдато сослалась американка, управлявшая автодомом. Она на скорости 110км/ч встала с водительского места и отправилась на кухню готовить сэндвич. В результате машина съехала с шоссе и попала в ДТП. Пострадавшая подала в суд на производителя автомобиля за то, что в руководстве по эксплуатации не было ни слова о том, что покидать место водителя нельзя. Суд постановил выплатить женщине 1,75 млн долл. и предоставить новый автомобиль. С тех пор в инструкциях к автомобилям с такими системами пишут: покидать водительское место нельзя ни при каких обстоятельствах.
Машины на связи
К слову, технологический прорыв на рынке автопилотов должен произойти уже в течение ближайших лет. Французские аналитики из центра IDATE проанализировали текущую ситуацию в автопроме и пришли к выводу, что к 2018 году общее число машин, оборудованных мобильными средствами коммуникации и способных общаться между собой, возрастет в несколько раз. Количество так называемых Connected Cars («связанных автомобилей») достигнет 420 млн единиц — эта цифра почти в девять раз превосходит показатели прошлого года.
Безусловно, речь не идет о машинах, способных передвигаться полностью автономно. Однако наличие протоколов связи на большинстве автомобилей откроет новые возможности для разработчиков автопилота. Как отмечали ранее специалисты Google, автомобили должны уметь обмениваться информацией, начиная от скорости передвижения и данных по запланированным маневрам и заканчивая количеством пассажиров в салоне. При этом не так важно, о каком протоколе передачи данных идет речь — 4G или Bluetooth.
Оснащение автомобилей средствами связи может существенно облегчить задачу Volvo, которая планирует провести самое масштабное испытание автопилота в истории автомобилестроения. В рамках проекта под названием Drive Me шведы будут испытывать систему в реальных условиях на улицах Гетеборга. Первые испытания уже начались в апреле этого года. Конечной целью станет одновременный тест 100 машин, оснащенных новой технологией. Общая протяженность маршрута составит порядка 50км. Причем речь идет не о скоростном шоссе: на пути следования запланированы и пробки, и парковки, и сложные развязки.Источник: РБК daily