К сентябрю Москву разрисуют
Сабина Чагина, основатель галереи Street Kit, объединяющей стрит-арт художников со всего мира, этим летом значительно повлияла на облик города. Под ее кураторством в рамках фестиваля «Лучший город земли» запустили проект «Граффити-помощь». К началу сентября объекты стрит-арта появятся на 150 зданиях по всей Москве.
Альтернатива для художников
Десять лет назад художник и модельер Сабина Чагина, тогда еще выпускавшая украшения и аксессуары под собственным брендом, задалась целью познакомить публику с мировыми именами современного уличного и концептуального искусства. В 2008 году она создала платформу Street Kit для молодых художников и реализации их проектов, начала проводить выставки уличного искусства, познакомилась с мастерами стрит-арта со всего мира. Возможность реализовать задуманное появилась в ноябре прошлого года, когда московским правительством был одобрен проект «Граффити», предлагающий уличным художникам создать свои произведения на стенах домов. Сабина стала куратором проекта.
«Долгое время при словах «уличное искусство» мы представляли только испорченные поезда и исписанные гаражи. Художникам не предлагали альтернативу. Граффити появилось в 1970-е в Америке, потом стало развиваться в Европе, приняв немного другие формы и более сюжетный характер, и лишь спустя долгое время пришло в Россию. Это важная часть городской культуры, и очень хорошо, что проект получил поддержку департамента культуры и смог обрести такой размах», — отмечает Сабина Чагина.
Заявка на роспись
Каждую неделю в течение всего лета на стенах жилых домов появляются новые произведения уличных художников. Места для картин выбирают не только кураторы проекта. Каждый москвич в рамках акции «Граффити-помощь» может оставить заявку на роспись объекта в своем районе. Можно предложить не только место для рисунка, но и указать, в какой стилистике хотелось бы видеть произведение стрит-арта. Проект охватывает все московские округа. «Художник выбирает место и предлагает несколько эскизов, мы передаем их в департамент культуры, Москомархитектуру, ждем ответа от префектуры. Этапов согласования много, но особых сложностей не возникает, поскольку для воплощения нашей идеи мы выбрали самых опытных райтеров с мировым признанием», — поясняет куратор проекта.
В своем стиле
Так, аргентинец Пабло Харимбат, работающий под псевдонимом Gualicho, расписал стену дома 19 в Большом Сухаревском переулке. Художник, известный на весь мир своими персонажами-мутантами в ретро-футуристических городах, и тут не изменил себе. Граффити «Медитация» изображает таинственную вселенную, где обитают странные существа.
Известные московские уличные художники из команды Zuk Club нарисовали на улице Фонвизина на домах 11, 13 и 15 портреты Василия Кандинского, Владимира Татлина и Александра Родченко, выдержанные в стилистике 1920-х годов. Картины огромны: 16 м в высоту и 11 м в ширину.
В ближайшие дни закончит работу художник из Казани Рустам Салемгараев, работающий под псевдонимом Qbic: «Это будет сюрреалистическая сказочная картина о человеке, который плывет под водой на рыбе. Мягкие линии, пастельные тона и спокойное мечтательное настроение, надеюсь, понравятся жителям». Иллюстрация, которая называется «Неспешное путешествие», появится на фасаде дома 24 по Беговой улице. Рустам надеется, что фестиваль изменит в лучшую сторону представление горожан о культуре граффити: «Формат проекта — не вандальный. Мы создаем полноценные высокохудожественные авторские работы, которые представляют ценность. Возможность творить в таком масштабе появилась в нашей страсовсем недавно, и художникам это очень интересно».
Гаражи и трансформаторные будки
Рисунки появляются не только на стенах жилых домов, художники выбирают для творчества административные здания, трансформаторные будки, мосты и подземные переходы. Например, на улице Красного Маяка немецкий арт-дуэт Blues (завоевавший признание своими смелыми цветовыми решениями в Лондоне, Риме, Бангкоке, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорке) расписал яркими геометрическими фигурами 500 кв. м стены гаражного комплекса. По всему городу на трансформаторных будках появляются сказочные мотивы — копии иллюстраций к книгам знаменитых детских художников Эрика Булатова, Ивана Билибина, Сергея Алимова и Федора Лемкуля.
По данным организаторов проекта, в Москве уже появилось около 90 готовых работ; ко Дню города, когда граффити-фестиваль завершится, их станет 150. Небольшие объекты создаются за несколько дней, на сложные уходит несколько недель. Картины рисуют баллончиками или обычной фасадной краской с помощью валиков и кистей. «Яркие краски для нашего климата — необходимость. Это тот вид искусства, который должен быть «здесь и сейчас». Даже если какие-то объекты со временем исчезнут, то скоро появятся новые — в этом и прелесть стрит-арта, — поясняет Сабина Чагина. — Мы надеемся сделать фестиваль граффити ежегодной традицией и совмещать в дальнейшем эту тему с биеннале и фестивалями».
Соль и перец города
Пока на стенах домов создают высокохудожественные объекты стрит-арта, в Музее Москвы рассказывают о другой стороне уличного искусства — субкультуре граффити. До конца августа в альтернативном музейном пространстве «Мойка» на Зубовском бульваре, в свое время удачно расписанном граффитчиками, демонстрируется фотопроект московской граффити-команды MOW. Здесь от первого лица рассказывают о жизни внутри сообщества, о его истории, законах и иерархии. По словам организатора выставки, основателя арт-агентства The July 16 Оксаны Бондаренко, искусство граффити — важная сторона жизни любого мегаполиса: «Это соль и перец города. У нас эта субкультура пока не легализована, возможно, в этом и состоит ее прелесть — в динамичности и живости, в задаче постоянно перемещаться по городу. Не надо отрицать наличие и исторические корни этого артефакта».Источник: РБК daily