Гильотина с танцами

В петербургском Михайлов­ском театре готовят балет «Пламя Парижа». Премьерные показы пройдут с 22 по 26 июля.

Этот балет на музыку Бориса Асафьева возник в 1932 году в советском Ленинграде, на сцене Театра оперы и балета. Композитор обильно использовал разного рода французские мелодии. Негласный, но оттого не менее отчетливый социальный заказ власти и фантазия хореографа Василия Вайнонена увели публику того времени в дебри француз­ской революции 1789 года. Либретто было написано по мотивам французского исторического романа «Марсельцы», поэтому из оркестровой ямы будут слышны и «Марсельеза», и «Карманьола», а петь про то, что аристократов пора вешать на фонарях, будет хор, причем на русском языке. Частная история героев, принад­лежащих к разным социальным слоям, от короля до крестьянина, развернута на фоне грандиозного исторического катаклизма, изменившего облик всей Европы. Именно по­этому продюсер балета Дмитрий Астафьев уверен, что «Пламя Парижа» — поучительный урок истории, в настоящий момент нашей публике совсем не вредно поразмышлять о том, каковы народы в революционном угаре. Тем более что французская революция, несмотря на реальную кровавость, по идее декларировала европейские демократические ценности, которые сегодня признает и Россия.

«Пламя Парижа» с перерывами (и в нескольких авторских редакциях Вайнонена) горело на разных национальных сценах вплоть до начала 1960-х, а затем спектакль — образцовый пример драмбалета — исчез с афиш. До наших дней сохранились немногие фрагменты постановки, снятые на пленку. Несколько лет назад Алексей Ратманский предложил в Большом театре авторский парафраз балета, как раз используя то немногое, что осталось. Теперь главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер предлагает свой вариант, максимально приближенный, по его словам, к первоисточнику. Используя съемки 1953 года, фотоматериалы и воспоминания участников, а также собственные юношеские впечатления от спектакля в Большом театре, Мессерер решительно настроен воссоздать букву и дух революционного балета. При этом от некоторых сцен постановщик сознательно отказался: они затягивают зрелище.

Густонаселенный спектакль требует большого количества артистов, их будет почти полторы сотни, не считая миманса. «Пламя Парижа» полезно труппе Михайловского театра в профессиональном смысле: чтобы изобразить легкомысленную королеву, надменного маркиза, экс­татического повстанца или актрису придворного театра XVIII века, требуется недюжинное актерское мастерство. Исполнители признаются, что познание тайн фехтовальной техники или умения ловко носить кринолин требует от них определенных усилий. В балете участвуют бывшая солистка Большого, а ныне артистка Михайловского театра Анжелина Воронцова, ведущие балерины труппы Оксана Бондарева, Екатерина Борченко и Сабина Яппарова. Театр позаботился и о достойных исполнителях партии главного революционера — бравого марсельца Филиппа. Просто не знаешь, какого харизматического премьера выбрать: ведь первый спектакль станцует Иван Васильев, а второй — Денис Матвиенко. Для балетных гурманов, кроме того, предусмотрен сюрприз: вмонтированные в действие кадры старой кинохроники, запечатлевшие советское «Пламя Парижа».Источник: РБК daily

Один комментарий

Добавить комментарий