Гильотина с танцами
В петербургском Михайловском театре готовят балет «Пламя Парижа». Премьерные показы пройдут с 22 по 26 июля.
Этот балет на музыку Бориса Асафьева возник в 1932 году в советском Ленинграде, на сцене Театра оперы и балета. Композитор обильно использовал разного рода французские мелодии. Негласный, но оттого не менее отчетливый социальный заказ власти и фантазия хореографа Василия Вайнонена увели публику того времени в дебри французской революции 1789 года. Либретто было написано по мотивам французского исторического романа «Марсельцы», поэтому из оркестровой ямы будут слышны и «Марсельеза», и «Карманьола», а петь про то, что аристократов пора вешать на фонарях, будет хор, причем на русском языке. Частная история героев, принадлежащих к разным социальным слоям, от короля до крестьянина, развернута на фоне грандиозного исторического катаклизма, изменившего облик всей Европы. Именно поэтому продюсер балета Дмитрий Астафьев уверен, что «Пламя Парижа» — поучительный урок истории, в настоящий момент нашей публике совсем не вредно поразмышлять о том, каковы народы в революционном угаре. Тем более что французская революция, несмотря на реальную кровавость, по идее декларировала европейские демократические ценности, которые сегодня признает и Россия.
«Пламя Парижа» с перерывами (и в нескольких авторских редакциях Вайнонена) горело на разных национальных сценах вплоть до начала 1960-х, а затем спектакль — образцовый пример драмбалета — исчез с афиш. До наших дней сохранились немногие фрагменты постановки, снятые на пленку. Несколько лет назад Алексей Ратманский предложил в Большом театре авторский парафраз балета, как раз используя то немногое, что осталось. Теперь главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер предлагает свой вариант, максимально приближенный, по его словам, к первоисточнику. Используя съемки 1953 года, фотоматериалы и воспоминания участников, а также собственные юношеские впечатления от спектакля в Большом театре, Мессерер решительно настроен воссоздать букву и дух революционного балета. При этом от некоторых сцен постановщик сознательно отказался: они затягивают зрелище.
Густонаселенный спектакль требует большого количества артистов, их будет почти полторы сотни, не считая миманса. «Пламя Парижа» полезно труппе Михайловского театра в профессиональном смысле: чтобы изобразить легкомысленную королеву, надменного маркиза, экстатического повстанца или актрису придворного театра XVIII века, требуется недюжинное актерское мастерство. Исполнители признаются, что познание тайн фехтовальной техники или умения ловко носить кринолин требует от них определенных усилий. В балете участвуют бывшая солистка Большого, а ныне артистка Михайловского театра Анжелина Воронцова, ведущие балерины труппы Оксана Бондарева, Екатерина Борченко и Сабина Яппарова. Театр позаботился и о достойных исполнителях партии главного революционера — бравого марсельца Филиппа. Просто не знаешь, какого харизматического премьера выбрать: ведь первый спектакль станцует Иван Васильев, а второй — Денис Матвиенко. Для балетных гурманов, кроме того, предусмотрен сюрприз: вмонтированные в действие кадры старой кинохроники, запечатлевшие советское «Пламя Парижа».Источник: РБК daily