Евросоюз перекроет популярную у российского бизнеса офшорную схему
Как сейчас
Речь идет о популярной в том числе и у российских предпринимателей схеме. Она стала возможной после того, как в 1990 году Европейский совет принял директиву об общей системе налогообложения дивидендов, выплаченных дочерним и материнским компаниям (Директива о материнских и дочерних компаниях). Ее разработали, чтобы устранить двойное налогообложение прибыли, распределяемой между материнскими и дочерними компаниями, которые находились в разных странах ЕС. Этот документ освободил «дочки» от уплаты налогов на дивиденды, которые платили материнские компании.
Схема выглядит так: бенефициар-гражданин России владеет бизнесом в нашей стране через компанию в одной из европейских стран, которая по тем или иным причинам подходит ему больше, чем Кипр, где ставка налога на доходы низкая. Это, например, Нидерланды, с которыми у России еще со времен Советского Союза существует соглашение о защите инвестиций, которое поможет защитить собственника от незаконного изъятия в России имущества в иностранных судах, говорит партнер International Tax Associates BV Рустам Вахитов. Латвия может быть интересна для получения вида на жительство, а Люксембург является крупным финансовым центром с удобным механизмом сопровождения финансовых сделок.
Если компанией в одной из этих стран, в свою очередь, владеет структура в офшоре, то при выплате дивидендов из Люксембурга/Латвии/Нидерландов напрямую в офшор будет удерживаться налог на дивиденды в 15%. Поэтому, чтобы снизить налоговую нагрузку, некоторые консультанты рекомендовали ставить над Люксембургом, Нидерландами или Латвией, например, компанию на Кипре, где не удерживаются налоги при выплате в офшор, говорит он. В этом случае дивиденды из Латвии, Голландии и Люксембурга на Кипр не облагаются налогами по правилам Директивы о материнских и дочерних компаниях, а с Кипра они уходят без налогов по местному законодательству.
У Кипра нет соглашений об избежании двойного налогообложения с Нидерландами и Люксембургом, поэтому с момента принятия директива позволяла снижать нидерландский и люксембургский налог у источника на дивиденды по ставке 15% до нуля фактически без предъявления серьезных требований к их получателю, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. По его словам, большинство кипрских компаний, принадлежащих россиянам, существуют там только на бумаге без офиса и без необходимого для компаний штата.
Как Европа боролась с офшорами
1977 год
Европейский совет принимает Директиву о налоговом сотрудничестве по косвенным налогам, которая позволяет налоговым органам обмениваться налоговой информацией. В 2007 году поправки в этот документ позволили наладить сотрудничество по всем видам налогов.
1997 год
Принят Кодекс о налогообложении предпринимательской деятельности в ЕС, обозначивший границы добросовестного поведения властей по отношению к другим странам ЕС в части налогообложения.
1998 год
Создана межгосударственная экспертная группа, которая в течение года проводила ревизию всех специальных налоговых режимов на территории ЕС. В 1999году комиссия опубликовала доклад, по итогам которого около 200 спецрежимов были ликвидированы.
2002 год
На Кипре принят закон, провозгласивший отказ страны от статуса офшора. В стране был отменен льготный налоговый режим, существовавший с 1978 года. Ставка налога на прибыль возросла с 4,5 до 10%. В 2004 году Кипр вступил в Евросоюз.
Источник: РБК daily