Два мгновения балетной жизни
В рамках XXI Международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей» 21, 22 и 23 июня на сцене Мариинки-2 покажут сразу две версии балета «Весна священная» Стравинского — в хореографии Вацлава Нижинского и Саши Вальц.
В этом году все прогрессивное человечество отмечает 100-летие «Весны священной»: она не просто вошла в историю балета, а изменила культурный ландшафт мира. В 1913 году вдохновителем этого события был Сергей Дягилев, соединивший в проекте композитора Игоря Стравинского, хореографа Вацлава Нижинского и художника Николая Рериха. Премьера прошла — с триумфальным скандалом — в Париже. Но многие десятилетия путь в Россию для «Весны священной» был закрыт — ее языческая мощь приводила в смятение советских идеологов. Поэтому вековой юбилей стал поводом наконец приблизиться к феномену, когда-то порожденному отечественной культурой.
Мариинский театр, alma mater творцов той самой, первой «Весны священной», благодаря юбилею стряхнул пыль с постановки, которая считается реконструкцией балета Нижинского. Еще десять лет назад в Петербург были приглашены Миллисент Ходсон и Кеннет Арчер, посвятившие несколько десятилетий жизни сбору информации о версии 1913 года, показанной в Театре Елисейских Полей всего один раз, но ставшей легендой. Пара исследователей в 1987 году восстановила спектакль сначала в труппе «Джоффри балет», а после американского триумфа — во многих театрах Европы.
Безусловно, после 75-летнего отсутствия на сцене никто не рискнет предположить, что «Весна» Нижинского выглядела буквально так, как у Хадсон и Арчера. Но эти завернутые коленками внутрь ноги, согнутые и то лениво брошенные, то сжатые в кулаки руки, склоненные набок головы, прыжки с подогнутыми ногами и безжалостные падения на колени и локти кажутся иллюстрациями мемуаров участников премьеры. Движения Нижинского, частично зафиксированные на фотографиях и в рисунках, и сегодня ненавистны классическим танцовщикам своей «неудобностью»: они по-прежнему заставляют ломать безупречно красивые и вымуштрованные тела, взрывая своим «антиэстетизмом» безупречность классической формы.
Саша Вальц, звезда европейского танцевального авангарда, которой Мариинский театр предложил в честь юбилея создать новую версию «Весны священной», считается последовательницей Пины Бауш. Ее человечество, в шелковых сарафанах и штанах пляшущее вокруг насыпанной земли, кажется вышедшим из спектаклей предшественницы.
У Вальц нет того, что в русском балете принято считать сюжетом — последовательного хода событий и четкой фабулы, нет персонажей, и даже почти обязательная Избранница определяется случайно и практически в последнюю минуту. Зато есть диалог с хореографией Нижинского (сто лет спустя косолапое утаптывание земли и стреноженные прыжки не потеряли своей первобытно-авангардной мощи) и частично воспринятый от него взгляд на мир, который представлялся «клоуну Божьему» настолько страшным и бесчеловечным, что на долгие годы сделал его пленником психиатрической клиники. И когда две версии «Весны священной» разделены получасовым антрактом, разделяющие их сто лет — в полной гармонии с традицией классического балета — кажутся только мигом.
Источник: РБК daily