Деньги на тишине: Российский стартап зарабатывает на проведении бесшумных мероприятий

Алексей Воронин и Александр Ярославцев создали компанию Silent Space, которая проводит бесшумные мероприятия. Звук на таких дискотеках, кинопоказах, корпоративах транслируется не через акустическую систему, а через беспроводные наушники. За два года работы стартап провел более 80 мероприятий и за прошлый год заработал около 800 тыс. руб. Опрошенные РБК daily эксперты сомневаются, что подобный формат в России вырастет из модной фишки в тренд.

«Вы можете провести ночной рок-концерт на крыше загородного дома, а владельцы коттеджа напротив, возможно, об этом и не узнают», — рассказывает Алексей Воронин, сооснователь компании Silent Space.Через минуту он раздает пришедшим беспроводные наушники, в которые транслируется звук через FM-волну. Каждый из пришедших на бесшумную дискотеку может слушать свой канал и отдаляться от передатчика (небольшой антенны на диджейском пульте) почти на 300 м. Еще минута — и люди двигаются в разном ритме в тишине. Silent Space провела в столице уже более 80 развлекательных мероприятий при полной тишине. Алексей и Александр уверены, что тихие музыкальные вечера — это то, что нужно жителям шумных мегаполисов.

Бесшумные мероприятия впервые появились в начале 1990-х годов. Такой формат придумали защитники животных, которые хотели не пугать шумом птиц и зверей во время отдыха на открытом воздухе. В 2000-х британские и американские группы стали проводить тихие концерты. Термин silent disco появился в 2005 году, после фестиваля Glastonbury Festival в Голландии, в рамках которого прошла первая большая тихая вечеринка. Лидер на международном рынке, компания Silent Arena, предоставляет в аренду до 20 тыс. наушников для одного мероприятия и работает в Италии, Франции и США.

Бесшумные первопроходцы в России

Алексей Воронин впервые попал на бесшумный концерт на фестивале Exit в Сербии в 2011 году, где на десяти сценах играли коллективы разных направлений. На тот момент у Алексея уже было два работающих бизнеса — он производил оборудование для теплиц и душевых кабинок, а также был дилером одного из заводов пластика. Поразившись зрелищем сотен мерцающих в темноте наушников в Петровардинской крепости, предприниматель решил приучить к тихому досугу москвичей.

Он закупил у одной из китайских фирм 120 наушников и проводил вечеринки для друзей в своей квартире.

Затем Воронин решил предложить необычный формат московским паркам. Чтобы выбрать оборудование для профессиональных мероприятий, Алексею пришлось протестировать наушники и передатчики, которые транслируют сигнал сразу на все устройства, пяти зарубежных производителей. За это время на Алексея вышел Александр Ярославцев. Ярославцев в то время уже развивал агентство бесшумных мероприятий Silent Media, но только начинал работать с организаторами массовых событий. Ярославцев разошелся с партнером по Silent Media и решил вести бизнес с Ворониным.

Молодые люди зарегистрировали компанию Silent Space и договорились с руководителями дизайн-завода «Флакон» об открытии бесшумного кинотеатра во внутреннем дворике. Мобильный экран и проектор предприниматели взяли у друзей. Передатчики сигнала и закупка более чем 300 наушников обошлись им в 350 тыс. руб. Диджеи, приглашенные администрацией «Флакона», перед кинопоказами крутили пластинки.

«В декабре мы проводили фестиваль «Зима на «Флаконе» и впервые решили превратить наш традиционный киноклуб «Кино и Макаров в одном «Флаконе» в бесшумный кинотеатр, — рассказывает Александр Томкевич, креативный директор дизайн-завода. — Показ прошел в коворкинге Sturt Hub и имел большой успех у зрителей, за день к нам пришли порядка ста человек, и все остались очень довольны. Главное преимущество нового формата в том, что просмотр кино никак не мешал работающим в том же пространстве людям».

У Silent Space нет денег на то, чтобы работать с кинопрокатчиками и крутить популярные фильмы. В репертуаре бесшумных кинотеатров в основном документальные картины и анимация, которые уже перешли в общественное достояние. Также Silent Space ищет работы молодых режиссеров, которые готовы отдать произведение для показа бесплатно. Если заказчик Silent Space просит показать фильм, на который сохраняются исключительные авторские права, то Воронин и Ярославцев договариваются с их обладателями о публичном показе без отчислений. Авторы киноленты часто разрешают бесплатную демонстрацию работы из-за желания поддержать необычный формат.

Летом 2013 года Silent Space договорилась с телеканалом «2×2» о показе мультфильмов в бесшумном кинотеатре, который расположился у бассейна в парке Сокольники. К тому моменту Воронин и Ярославцев купили собственный надувной экран более чем за 100 тыс. руб. На закупку дополнительной партии наушников (оказалось, что после каждого сеанса пропадают один-два комплекта) ушло еще несколько сот тысяч рублей. «Площадка проекта The Баssейн, на которой проходило мероприятие, была полностью заполнена пришедшими киноманами. В общей сложности киносеансы посетили около 500 человек. Перспектива проведения подобных мероприятий, безусловно, очень высока, особенно в городских парках, которым необходимо соблюдать закон, запрещающий нарушать покой граждан в ночное время суток», — рассказала РБК daily Анастасия Пикурова, сотрудник дирекции парка.

В ноябре в центре «Фабрика» Silent Space провела бесшумный показ фильма Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» в рамках благотворительной акции, назначив цену за билет 500 руб. В итоге фонду «Дети — детям» предприниматели помогли собрать несколько десятков тысяч рублей.

Цена вопроса

Стоимость одной пары наушников (с учетом доставки из Китая и таможенных сборов) составляет чуть больше 1 тыс. руб. Беспроводные наушники транслируют сигнал по FM-волне и оборудованы большими «подушками» — это обеспечивает хорошее звучание. Наушники работают от 5 до 12 ч без подзарядки. Срочная доставка наушников обходится Silent Space в 1300—1500 руб.

За организацию кинопоказов Silent Space получает от площадок в среднем 20—40 тыс. руб. Воронин и Ярославцев исходят из базовой стоимости аренды одной пары наушников на 2—4 ч в 200—500 руб. Однако цена может вырасти, если заказчики потребуют, чтобы на площадке работали несколько администраторов. Также чек для организатора возрастает, если в рамках кинопоказа Воронин и Ярославцев проводят дополнительные мероприятия — например, розыгрыш лотереи. К тому же дороже обходятся мероприятия, куда Silent Space помимо оборудования для кино привозит пуфики и собственный персонал. Источником звука на площадке может служить проектор, пульт диджея, ПК или мобильные устройства. Стоимость кинопоказов возрастает в 2—3 раза, когда Silent Space устанавливает экран и проектор внутрь геодезической сферы. Аренда купола на одни сутки (без учета услуг монтажа и доставки по Москве) обходится компании от 60 до 100 тыс. руб. в зависимости от размера сферы (ее покупка обходится компании в несколько сотен тысяч рублей). Тогда прайс для организаторов возрастает до 60—100 тыс. руб.

Тишина на корпоративе

Пока основной источник заработка для Silent Space — работа с корпоративными клиентами, для которых компания брендирует свой кинотеатр. Воронин и Ярославцев уже провели восемь кинопоказов для компаний, в числе которых оказались в основном автопроизводители и FSMG-бренды. Заинтересовались возможностью установить бесшумный кинотеатр еще около 20 компаний. В среднем цена брендирования кинотеатра для компаний составляет 30—50 тыс. руб. В отдельных случаях чек может достигать 200—300 тыс. руб., если Silent Space берет на себя поиск контента и площадки для оборудования кинотеатра.

Впрочем, в b2b-сегменте Silent Space проводит также трансляции перевода для иностранцев на конференциях или мастер-классах, потому что большие наушники лучше изолируют шумы, чем аудиопереводчики с небольшими «таблетками». Обычно на лекциях и мастер-классах (пока Silent Space провела пять таких мероприятий с оплатой 10—25 тыс. руб.) требуется не более 50 наушников. Другое направление — сеансы аудиорелаксации, где число отдыхающих может доходить до 500 человек. Чек здесь варьируется от 100 до 150 тыс. руб.

Выходить на корпоративных заказчиков компании помогает более пяти ивент-агентств, которые предлагают предпринимателям и новые форматы бесшумных мероприятий. Например, на одном из праздников для S7 Airlines Silent Space провела бесшумный DJ мастер-класс. Это было не отдельное мероприятие, а одна из интерактивных зон в рамках корпоративного праздника, пояснили РБК daily в пресс-службе S7. «Во время мероприятия желающие могли подойти и попробовать себя в качестве DJ. Всем участникам раздали наушники, это позволило проводить мастер-класс, когда в помещении звучала другая музыка, — рассказывает Анна Бажина, руководитель пресс-службы. — В целом результат нас устроил, эта зона была востребована гостями».

Параллельно Silent Space провела чуть больше десяти бесшумных вечеринок в московских кафе. На дискотеки приходят от 30 до 100 человек. Мероприятия, за которые компания получает около 20—30 тыс. руб., длятся либо всю ночь, либо 3—4 ч поздним вечером.

Впрочем, мероприятия в закрытых помещениях менее интересны основателям «тихого» бизнеса. Воронин с энтузиазмом рассказывает, как он хотел бы запустить надувной экран плыть по воде, а Ярославцев хочет договариваться с застройщиками элитных кварталов на Ходынском поле: владельцы пентхаусов, предполагает предприниматель, захотят проводить бесшумные ночные мероприятия на крыше. В глобальных планах компании — договориться с организаторами крупных музыкальных фестивалей вроде «Кубаны». Александр Чепарухин, музыкальный продюсер и организатор многих российских и зарубежных фестивалей, пояснил РБК daily, что готов рассмотреть возможность проведения бесшумных концертов на своих мероприятиях. По его словам, главным критерием станет то, сможет ли технология действительно улучшить качество звука во время концерта.

Дальше — тишина

Ярославцев и Воронин вложили в бизнес около 2 млн руб. За 2013 год выручка компании составила больше 800 тыс. руб. Пока самым масштабным выездным проектом Silent Space остается фестиваль SilenceOpenAir, прошедший в августе 2013 года в Ставрополе. Воронин и Ярославцев привезли на площадку (четыре танцпола, 14 диджеев) более 700 наушников. За работу на мероприятии в течение 10 ч компания получила более 200 тыс. руб.

Воронин и Ярославцев ведут переговоры с администрацией парка «Северное Тушино» об установке бесшумного кинотеатра внутри геодезической сферы. Также помещение можно будет использовать, по задумке администрации парка, для проведения корпоративных праздников. На оборудование комплекса на летний сезон ежегодно потребуется около 2 млн руб.

Идеей бесшумных кинотеатров заинтересовалась компания ОАО «РЖД — Развитие вокзалов», которая планирует установить кинотеатры на сто человек в залах ожидания. В такие кинотеатры, по словам Воронина и Ярославцева, вход будет платным — около 200—300 руб. за билет. По расчетам Ярославцева, оборудовать один вокзал обойдется в 500—800 тыс. руб. без учета стоимости сферы. Сергей Пак, генеральный директор ОАО «РЖД — Развитие вокзалов», пояснил РБК daily, что переговоры с Silent Space действительно ведутся, но окончательное решение о запуске проекта будет лишь после анализа конкретных показателей.

Впрочем, предприниматели обсуждают возможность строительства сети бесшумных кинотеатров и с существующими игроками на рынке традиционного кино. Например, залы с беспроводными наушниками могут быть востребованы экспатами, которые могли бы слушать аудиодорожки на родном языке. Студия Toonbox, которая сейчас разрешила бесплатный показ своих мультфильмов, планирует строить в российских торговых центрах сеть брендированных детских комнат в стиле мультфильма «Куми-Куми». В детских комнатах также могли бы появиться залы для бесшумных мультиков.

В 2014 году Воронин и Ярославцев хотят проводить хотя бы по одному мероприятию на 100—700 наушников ежемесячно. Также предприниматели хотят инвестировать до 1 млн руб. в строительство постоянной точки с бесшумным кинотеатром на 1 тыс. наушников.

Бесшумные концерты часто проходят в петербургском музее «Эрарта». Как пояснил РБК daily Денис Рубин, его программный директор, каждый месяц проходят по одному концерту в тишине, где посетители могут поочередно слушать живую игру сразу трех музыкантов, переключаясь между каналами. На такие события приходят от 100 до 200 посетителей. Два—четыре раза в год музей проводит крупные мероприятия с посещаемостью до 2 тыс. человек за 5—7 ч (всего на петербургской площадке могут находиться не больше 150 человек — столько наушников у «Эрарты») — они приурочены к ежегодным акциям «Ночь в музее» или ко дню рождения «Эрарты». С 2014 года арт-техники музея планируют проводить и выездные мероприятия. За присутствие на сторонней площадке музей не будет брать денег. «Это будет формат некоммерческого партнерства, — поясняет Денис Рубин. — Нам важно, чтобы наш бренд ассоциировался со всем самым современным в технологиях и искусстве». Впрочем, Рубин считает, что бесшумные мероприятия вряд ли заменят стандартные развлечения: «Один-два раза интересно посмотреть фильм или послушать концерт просто из-за необычности формата, но рано или поздно это наскучит», — говорит Денис Рубин.

 Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий