Черная пятница Тинькова
Пропущенное слово в тексте депутатских поправок к законопроекту о потребкредитовании обвалило котировки бумаг банка Олега Тинькова. Несмотря на то что злополучная ошибка к вечеру была выявлена, бизнесмену все равно придется восстанавливать доверие иностранных инвесторов — так считают участники банковского сообщества.
О новых поправках в законопроект о потребкредитовании в пятницу стало известно из российских СМИ. Информация, что депутаты намерены запретить дистанционную выдачу кредитных карт, разрешив их оформлять только в отделениях банков, шокировала не только российское банковское сообщество. Цена на GDR ТКС Банка на Лондонской бирже обвалилась на 40%. Иностранные инвесторы, заплатившие в ходе IPO 22 октября весьма высокую цену за бумаги инновационного российского «банка без отделений», были напуганы тем, что в скором времени бизнес ТКС Банка в России может стать вне закона. В итоге расписки банка г-на Тинькова, размещенные по верхней границе ценового диапазона (17,5 долл.), потеряли в цене чуть ли не половину.
Г-н Тиньков отреагировал на это во второй половине дня, заверив, что его бизнес не противоречит законопроекту. Как говорится в его сообщении, речь в документе идет о почтовой рассылке карт потребителям, которые их не заказывали, а ТКС Банк оформляет карты исключительно по заявлениям клиентов. Ближе к вечеру агентство Прайм со ссылкой на зампреда профильного думского комитета Анатолия Аксакова сообщило о «технической ошибке» в тексте и о том, что запрещать банкам дистанционно выдавать карты никто не будет. Как выяснилось, в документе был пропущен союз «или», что кардинальным образом исказило смысл. «Конечно, наши депутаты — всего лишь проекция нас самих, и, конечно, все это отвратительно, — написал в пятницу вечером г-н Тиньков в своем блоге в Twitter. — Но по-прежнему считаю, что в России делать бизнес — супер».
Участники российского банковского сообщества считают реакцию Запада на новые поправки к законопроекту преувеличенной. Однако она отражает общее недоверие иностранных инвесторов к российскому рынку. Председатель совета директоров Юниаструм Банка Георгий Писков уверен, что рынок отыграет цену на акции ТКС в течение короткого времени, если банк сможет объяснить, что его бизнес-процесс удовлетворяет требованиям регулятора.
С ним согласен и председатель правления Нордеа Банка Игорь Буланцев, подчеркивая, что пятничная ситуация напугала иностранных инвесторов, которые в ходе IPO заплатили за бумаги Тинькова достаточно высокую цену. «Я считаю, что его расписки действительно слишком дорогие, но обвал цены связан не с отыгрыванием ее вниз, а с ошибкой в законопроекте, исказившей его смысл», — полагает он. Г-н Буланцев сомневается в том, что Тиньков может пойти на обратный выкуп своих бумаг: по его мнению, для этого должны быть более фундаментальные причины, нежели острая реакция инвесторов на информацию, в итоге оказавшуюся недостоверной. Участники рынка отмечают, что г-н Тиньков никогда не учитывал в своей бизнес-модели регуляторный риск. «Не заложил он этот риск и при размещении в Лондоне, поэтому реакция инвесторов была такой негативной», — говорит один из участников рынка.
Г-н Аксаков в пятницу указал, что техническую ошибку в поправке к законопроекту допустили исполнители, отвечающие за подготовку документа. Вместе с тем участники банковского сообщества вспомнили другие ситуации, связанные с именем г-на Аксакова и оказавшие значительное влияние на рынок. Так, осенью 2009 года парламентарий был исключен из состава Национального банковского совета за предложение резко девальвировать рубль — на 30—40%, чтобы помочь промышленности. Сразу после заявления Анатолия Аксакова участники российского валютного рынка начали активно избавляться от рублей, изменить панические настроения инвесторов не удалось даже министру финансов Алексею Кудрину. А в феврале того же года рассуждения г-на Аксакова о реструктуризации внешнего корпоративного долга России, опубликованные в японской газете, на некоторое время обрушили курс единой европейской валюты.Источник: РБК daily