Борис Ротенберг: «Модель дзюдо полностью перенесу на автогонки»

С нынешнего сезона российский бизнесмен Борис Ротенберг, известный поклонникам спорта своей активной работой в Федерации дзюдо, позволившей России выйти на недостижимые прежде рубежи (на Олимпиаде в Лондоне наши дзюдоисты завоевали три золотые медали), взялся за автоспорт и запустил программу SMP Racing по поддерж­ке молодых пилотов совместно с президентом РАФ (Российской Автомобильной Федерации). О перспективах российских гонщиков, проекте строительства трассы и многом другом с БОРИСОМ РОТЕНБЕРГОМ поговорил корреспондент РБК daily НИКОЛАЙ ЧЕГОРСКИЙ.

— Как родилась идея создания программы поддержки пилотов?

— В прошлом году я сам сел за руль в гонках Ferrari Challenge, чтобы понять структуру автоспорта. Потому что я всю жизнь провел в дзюдо. Как работать и добиваться результата в других видах спорта, я знаю. И эту модель я бы хотел перенести и на гонки. Если есть таланты, их надо развивать. Неважно, идет речь о дзюдо или о гонках. Но народ в автоспорте слишком разрозненный, каждый двигается в своем направлении. Все пилоты ищут спонсора, чтобы при его поддержке пробиться в более элитную (быст­рую и мощную?) серию. Скажу честно, спортивный принцип теряется. И я решил создать программу поддержки гонщиков, потому что хотел объединить самых талантливых молодых российских ребят под одним крылом. Почему программа носит название SMP Racing, думаю, всем понятно. Я член Совета директоров банка СМП и хотел бы продвигать этот бренд.

— Планируете доводить пилотов до «Формулы-1»?

— Попасть в «королевские гонки» — крайне тяжелая задача. Это уже не спорт в чистом виде, а смесь политики и бизнеса. Но если мы увидим, что парень из нашей программы обладает потенциалом ездить в «Формуле-1», будем решать этот вопрос. Но, если честно, у меня планов на «Формулу-1» пока нет, а сейчас приоритет у нас картинг и молодежные серии. Но неизвестно, куда нас выведет дорожка. Если представится шанс попасть в «королевские гонки», обязательно им воспользуюсь.

— Как будет строиться вертикаль развития пилотов?

— Начиная с картинга будем переводить ребят сначала в детскую «Формулу-4», затем в более мощные классы, а уж потом в «Формулу-Renault 3.5». Не забывайте и про кузовные автомобили. Я, кстати, сам выступаю в этом виде гонок. Недавно занял второе место в Барселоне. Скажу честно, никогда я не получал такого релакса, как после заездов. Да, шесть подряд схваток в дзюдо также тебя изматывают, но когда ты едешь за рулем на бешеной скорости, выбрасывается огромное количество адреналина и очень сильно повышается концентрация. Она гораздо выше, чем в том же дзюдо.

— Не дешевле было вложить много денег в одного, самого перспективного пилота и пытаться продвинуть его в «Формулу-1»?

— Я привык работать с детьми, многих, еще будучи тренером по дзюдо, доводил до больших высот. Но брать кого-то одного, считаю, неправильно. Пусть все варятся в общем котле, и отдача будет гораздо больше, поверьте мне. Это закаляет ребят, они становятся бойцами. Вот возьму я девятилетнего мальчишку, начну вкладывать в него деньги, переводить из картинга в различные гоночные серии. А вдруг на середине пути он возьмет и застопорится и не будет развиваться дальше? Всякое бывает.

— Кто проводит скаутинг молодых пилотов? Ведь приходится охватывать сразу несколько гоночных серий.

— У нас этим занимается целая команда. За картинг и формульные серии будут отвечать одни сотрудники, а за кузовные серии и GT — другие специалисты. Причем найти действительно сильного парня в картинге очень сложно. В одной десятой на финише могут приехать несколько пилотов, и очень часто бывает так, что благодаря стечению обстоятельств на трассе на подиум поднимаются не самые быстрые ребята. В свое время глава команды «Формулы-1» «Минарди» Джанкарло Минарди сказал: «Мне плевать, какое время показывает пилот на тестах. Я даю ему проехать первые сто километров и слежу за тем, как он прогрессирует. После этого мне становится ясно про него». Когда от Фернандо Алонсо все открещивались, Минарди разглядел в нем талант. И где сейчас Алонсо? Так что мы планируем создать тренерский совет, куда войдут лучшие специалисты своего дела.

— У вас есть любимый гонщик?

— Мне очень нравится Миша Алешин, его манера пилотирования. Но, мое мнение, ему нужен сильный психолог. Алешин очень талантлив, но иногда кажется, что Миша сам не верит в то, что может сделать. Умение для «королевских гонок» у него есть. А в «Формуле-1» мне всегда нравился Кими Райкконен — настоящий боец. Не случайно он стал чемпионом мира.

— Спорт для вас — это хобби или бизнес?

— Конечно, я хочу, чтобы моя программа окупалась и деньги не уходили в песок. Но пока это хобби, пусть и дорогостоящее. Хочу создать систему, чтобы дети, мечтающие стать автогонщиками, уходили с улицы и приходили к нам.

— Вы полностью финансируете проект?

— Нет. У нас подобралась отличная команда единомышленников, я ни на кого не давил, поддерживать молодых пилотов — инициатива этих людей. Но не буду скрывать, большую часть в проект вложил я. Сумму раскрывать не хотел бы.

— Возможно ли получить прибыль с программы поддержки пилотов?

— Думаю, это нереально. Можно, конечно, в будущем построить трассу, а вокруг возвести инфраструктуру и с ее аренды получать копейку.

— То есть у вас есть планы строительства трассы?

— Да, мысли такие есть. Но заранее не хотел бы раскрывать все карты.

— И все-таки, почему вы выбрали именно автоспорт? Почему не остановились на дзюдо или не перешли в хоккей? Могли бы сейчас с братом Аркадием соперничать клубами КХЛ…

— Ну, это еще не исключено… (смеется). А в автоспорт влюбился еще в 1996 году, когда на стадионе имени Кирова в Санкт-Петербурге проводились заезды российского автогоночного чемпионата. Когда смотрел за гонкой, представлял в машине самого себя. Если бы я не был дзюдоистом, был бы автогонщиком. А в 2010 году участвовал в гонке на трассе в Ле-Мане. На самом деле я люблю спорт в целом. Моя жена — конкуристка и приобщила меня к верховой езде, люблю кататься на горных лыжах.

— В последние годы в российский спорт — не только футбол и хоккей — приходит серьезный бизнес. Почему сейчас все больше и больше богатых людей начали вкладываться в спорт?

— Это не только статус и помощь мальчишкам, которые приходят в тот же автоспорт. Это еще и реализация собст­венных амбиций. Ну заработал ты миллионы, и что? Можно эти деньги пропить и проесть, а можно вложить в социальный проект.Источник: РБК daily

2 комментария

Добавить комментарий