Богатые покупают машины без оглядки на курс рубля
Премиум-класс в сравнении с массовым сегментом живет по другим законам. Здесь в ближайшее будущее смотрят с оптимизмом: их автомобили как покупали, так и будут покупать, несмотря на курс рубля, Крым и общий спад российского авторынка. Более того, торговцы дорогими автомобилями отказываются ввязываться в ценовые войны, хотя полностью избежать корректировки прайс-листов не смогут.
Как рассказал РБК финансовый директор Volvo Car Russia Владимир Лагутин, резкий рост валют по отношению к рублю ведет к существенному снижению консолидированной прибыльности реализуемых автомобилей, но компания в этом году еще не повышала цен и не планирует их увеличения в краткосрочной перспективе. «Мы продолжаем анализировать динамику валютных курсов и следить за действиями наших конкурентов, так что я не исключаю того, что мы будем вынуждены скорректировать свою позицию по данному вопросу уже в ближайшие два-три месяца. Разумеется, повышение вряд ли будет пропорциональным падению курса, поскольку доходы большинства российских покупателей номинированы в рублях», — говорит Лагутин.
В Audi тоже еще не корректировали цены. Сильное падение рубля повысило спрос на автомобили, и на этой волне автопроизводители постараются продать как можно больше машин, но при нынешнем курсе коррекции избежать все равно не удастся, говорит директор одного из столичных дилеров немецкой марки. По его информации, цены могут вырасти в начале лета на 2—6% в зависимости от модели. Источник также уверен, что повышения, пропорционального курсу валют, не произойдет. В противном случае цены придется в среднем поднять на 10—13%, что сильно ударит по объему продаж.
Значительная часть прибыли в премиуме формируется за счет продаж дополнительных опций и комплектаций, а в России эта статья доходов достаточна высокая: в среднем с одного автомобиля она выше, чем в Европе, на 9 тыс. евро, пояснил корреспонденту РБК в Ингольштадте член правления Audi AG Лука де Мео, ответственный за сбыт и маркетинг в автоконцерне.
«Это позволяет нам достаточно гибко относиться к ценообразованию на российском рынке», — заверил топ-менеджер. Вместе с тем он отметил, что компания займется более активным продвижением наиболее дорогих моделей. Председатель правления Audi AG Руперт Штадлер на конференции в Ингольштадте сообщил, что в целях предотвращения финансовых потерь марка не хочет принимать участие в ценовых войнах с конкурентами. «К примеру, для Q3 и Q5 даже повышение цены на 50 тыс. руб. существенное. Еще до девальвации рубля конкуренция на рынке обострилась настолько, что многие дилеры эти автомобили без скидок просто не могли продать», — отмечает источник РБК.
В Mercedes падение рубля заложили в обновленные модели, вышедшие на рынок в этом году, говорит другой источник. Так, начальная цена нового поколения С-класса выросла по сравнению с предыдущим на беспрецедентные 20% — почти на 250 тыс. руб. «Один производитель делает повышение цен сразу на весь модельный ряд, а кто-то поступает иначе. У всех разная стратегия, — рассказывает собеседник РБК. — В нынешней ситуации очень важно, чтобы никто из конкурентов не демпинговал. Тогда все будет хорошо». Один из столичных дилеров Mercedes рассказал, что нынешние цены могут гарантировать ему доходность бизнеса в течении полутора-двух месяцев, пока будут реализовываться клиентские заказы. В дальнейшем прибыльность будет зависеть от уровня спроса и поведения рубля. Если же весь прайс-лист привести в соответствие с нынешним курсом, то он вырастет у Mercedes примерно на 10%.
Источник РБК в Lexus говорит, что рост цен на автомобили марки в России может произойти к лету и составить, в зависимости от модели, до 5%. Он подтверждает, что в нынешнем году компания не рассчитывает на рост продаж, они могут остаться на прошлогоднем уровне (15 653 ед.). В Infiniti также планируется только сохранение своей доли российского рынка, которая по итогам 2013 года составляла 0,3%.
Но, несмотря на то что будущее рубля предсказать очень сложно, основная часть премиум-брендов, в первую очередь европейских — Audi, BMW, Mercedes, Jaguar, Land Rover, Volvo, ожидает по итогам 2014 года увеличения продаж. Немецкие и британские марки цифр не называют, в Volvo планируют вырасти на 10%. За январь—февраль указанные европейские бренды продемонстрировали положительную динамику на уровне 4, 9, 15, 14, 10 и 8% соответственно. У японских премиальных марок, в отличие от их более доступных соотечественников, за этот год продажи снизились: у Lexus — на 14%, а у Infiniti — на 16%.Источник: РБК daily