Балет в камнях: на фестивале в Савонлинне выступили участники Dance Open
В финском городе Савонлинна находится самый северный каменный замок Средневековья — крепость святого Олафа. С 1967 года в крепости, живописно стоящей на берегу озера Сайма в окружении лесов, устраивают ежегодный музыкальный фестиваль. Четыре недели в июле привлекают многочисленных туристов, среди которых с каждым годом все больше и больше россиян.
Уже третий раз в летнюю оперную программу вклинивается балет. Сборную команду мировых звезд в Савонлинну (и детские мастер-классы) привозит петербургский международный балетный фестиваль Dance Open. Показы детей становятся «предисловием» к большому гала-концерту, который, по замыслу, призван обрисовать панораму европейских балетных достижений как по линии артистов, так и современных хореографов. Старая добрая балетная классика, без которой, конечно же, не обходится концерт, тоже не теряет актуальности. Более того, старинные па по-особому смотрятся на фоне древней каменной кладки.
В концерте этого года участвовали представители семи балетных компаний. Тур по столетиям начался с безделушки позапрошлого века — фрагмента «Сатаниллы». Премьеры балета Берлинской оперы Яна Саленко и Дину Тамазлакару искусно разыграли ситуацию венецианского карнавала. Эта же пара ушла из комедии в мелодраму, когда приступила к «Эсмеральде»: Саленко была безутешной цыганкой с бубном в руках, оплакивающей измену любовника, а ее партнер — почтительным спасителем в тяжелой женской утрате.
Па-де-де с Черным лебедем из «Лебединого озера» (солисты из Нидерландов Анна Цыганкова и Мэтью Голдинг) казалось воплощением сказки наяву: опасная чаровница с повадками дьявола завлекала простодушного принца в его собственном реальном замке. В этом же ключе воспринимался дуэт из «Золушки»: хореография британца Кристофера Уилдона обрела второе дыхание в наглядном дворцовом интерьере.
Хотя Анастасия Колегова (Мариинский театр) не стала особо выдающейся (в профессиональном смысле) героиней балета «Корсар», ее партнер из Михайловского театр Леонид Сарафанов блеснул как в партии покорного раба, так и в изображении беспечного Маугли в сольном номере «Прощание с джунглями». Денис Матвиенко запросто вертел туры «в штопор» и напоказ красовался в испанском стиле, как и положено в знаменитом па-де-де из «Дон Кихота». Кто бы узнал этого артиста в современном номере из балета «Квадро», где классический премьер преобразился в «гуттаперчевого мальчика», сверкающего угловатой гибкостью!
Ирина Перрен сперва летала по воздуху в образе призрачной грезы из концертного советского номера «Мелодия», а потом корчилась в современном любовном недуге под французский шансон. Несомненно, публика Савонлинны порадовалась «Музыкальной шкатулке» на музыку финского классика Сибелиуса. Сабина Яппарова (Михайловский театр) предстала тут ожившей механической фигуркой, приводимой в движение тем, кто завел шкатулку. А во фрагменте из балета Начо Дуато «Многогранность» эта балерина сыграла… звучащую виолончель в руках великого Баха (в его роли был убедителен Марат Шемиунов в старинном пудреном парике и камзоле). Несколько неожиданно в таком контексте смотрелся Антон Корсаков в кепке (герой балета «Барышня и хулиган»), строящий публике глумливые гримасы.
Апофеозом вечера стал блистательный танец примы Баварского балета Лючии Лакарра: миниатюрная брюнетка пронзительно плакала телом во фрагменте из балета «Дама с камелиями». Неудивительно, что публика, и без того очень доброжелательная, от души аплодировала и громко топала ногами, выражая восторг.
Источник: РБК daily